Школы

Школы
НПЦ «Байкал»

Подробнее >

Конкурсы

Конкурсы НПЦ "Байкал"

Все конкурсы >

Результаты >

Работы

Трёхмерная модель
озера Байкал

Видеоролики трехмерной модели >

О Байкале

Вопросы и ответы, музыка названий, фотогалерея...

Подробнее >

Научно-просветительский центр Байкал

Проекты Учебные курсы Библиотека Конференции, семинары Конкурсы

ИГУ: сохраняя фундаментальность образования, идти в ногу со временем

В современном российском обществе постепенно изменяется роль университетов — если раньше вузы были просто образовательными учреждениями, то сегодня они являются научно-исследовательскими центрами, реализуют крупные региональные проекты, готовят кадры нового поколения. Одним из таких опорных научных центров является Иркутский государственный университет.

История ИГУ весьма непростая. Многочисленные ходатайства об открытии в Иркутске университета направлялись в правительство еще в XIX веке. Крупный, развивающийся город — центр огромной губернии, простирающейся до самых восточных окраин Российской империи, остро нуждался в образованных людях. Только в 1916 году царь утвердил решение Государственной Думы об открытии Иркутского университета.

Сегодня в университете обучается более 15 тысяч студентов по 68 образовательным программам на 12 факультетах и в 4 учебных институтах. В составе университета три НИИ: биологии, прикладной физики, нефте- и углехимического синтеза, два филиала в крупнейших индустриальных городах области (Братск и Ангарск), Астрономическая обсерватория, Ботанический сад, Научная библиотека (3 миллиона книг, уникальные раритеты XVIII—XIX вв.). Аспирантура работает по 52, докторантура по 17 специальностям.

ИГУ — это более 15 признанных научных школ. Ежегодный объем финансирования научных исследований превысил 100 млн руб. Вуз сотрудничает с Иркутским научным центром СО РАН и Восточно-Сибирским научным центром СО РАМН, Институтом ядерных исследований РАН и МГУ, Объединенным институтом ядерных исследований РАН, а также Восточно-Сибирской газовой компанией, АК «Алроса» и др. Вместе с институтами СО РАН вуз проводит ежегодно более 10 крупных конференций, международных и всероссийских.

— В первую очередь мы классический университет, хотя и есть технические разработки прикладного характера (за 3 года это порядка 60 разработок), но больше всего, мы гордимся тем, что в нелегкие постсоветские годы мы смогли сохранить фундаментальную науку — химию, физику, математику. Сегодня основной наш принцип — обучение через исследования, — рассказывает ректор ИГУ Александр СМИРНОВ.

Одной из особенностей Иркутской области является наличие такого уникального природного объекта, как Байкал. Кроме того, область занимает важнейшее геополитическое, геостратегическое, этнополитическое положение на перекрестке Европы и Азии. Университет разрабатывает ряд международных междисциплинарных проектов, учитывающих эти особенности. При поддержке Министерства образования РФ и ряда американских фондов в России были созданы две научно-образовательные сети. Одна из них, межрегиональная сеть институтов общественных наук, расположена в 12 крупнейших российских городах, в том числе и в Иркутске.

— Цель институтов — участие в научных исследованиях по актуальным общественным темам. Тематика нашего института — «Сибирь в России и мире: вызовы и стратегии развития», — рассказывает Александр Смирнов.

Иркутский институт общественных наук ставит своей целью изучение внутренней и внешней миграции в регионе, решение вопросов и проблем сохранения национальных культур.

Вторая сеть научно-образовательных учреждений, занимающихся естественными науками, начала работать в России с 1999 года в рамках программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», и хотя Иркутский государственный университет изначально не попал в эту сеть, при проведении дополнительного конкурса ИГУ вошел в программу с проектом «Научно-образовательный центр «Байкал». Общая тема работы — интеграция научной и образовательной деятельности в рамках изучения геоэкологии объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

— Исследованием Байкала занимается большое количество научных организаций, но, как правило, по отдельным направлениям (биология, геология и т.д.). Наша цель — комплексное изучение объекта всемирного наследия и внедрение полученных результатов в учебный процесс, — отмечает Александр Смирнов.

ИГУ рассчитывает на универсальность и многопрофильность своего проекта. НОЦ Байкал рассматривает не отдельную область исследований, например биологию, а объект в комплексе. Причем объект уникальный. Байкалу — миллионы лет, он содержит 20 процентов пресной воды и 50 процентов воды, непосредственно пригодной для питья. Более 60 процентов обитателей озера являются эндемиками, то есть не встречаются нигде больше в мире. Сибирское море изучают биологи и физики, химики и математики. ИГУ же создал единую междисциплинарную модель, справедливо считая, что именно классическому университету по силам «замахнуться» на столь сложную проблему. Проект предусматривает создание примерно 10 баз данных, содержащих результаты многолетних исследований, — ИГУ ведет наблюдения за состоянием озера с 1923 года. Для ученых это неоценимая помощь: им не нужно больше «поднимать» копящиеся десятилетиями сведения — тысячи истлевающих листов. Они получают доступ к первоисточникам, представленным в столь желанном для нас электронном виде.

Проект рассчитан на три года. Вместе с ИГУ в нем участвует несколько институтов СО РАН, но главные задачи, скажем, разработку информационных технологий, создание трехмерных моделей Байкала, решают молодые сотрудники ИГУ, аспиранты и студенты.

Работы центра, основанные на фундаментальных исследованиях, находят самое разное применение. Например, по заказу Министерства природных ресурсов разработаны проекты документов «Нормативы качества окружающей среды озера Байкала» и «Нормативы допустимых воздействий на экосистему Байкала». Эти документы, а в них прописаны основные требования к сохранению экосистемы водоема, дополнят Закон о Байкале.

Кроме того, университет разрабатывает концепцию развития научного, познавательного и образовательного туризма, который мог бы стать альтернативой туризма «египетского типа», когда для строительства отелей вырубаются леса, уничтожается естественный ландшафт. При развитии научного туризма люди не просто «загорают на пляже», но и открывают что-то новое для себя. Университет запустил ряд пилотных проектов по этому направлению. Например, этим летом на научной станции университета, расположенной в поселке Большие Коты, прошли учебную практику студентки одного из престижных американских колледжей. В августе-сентябре 2007 г. проведена Международная летняя школа «Лимноэкология Байкала» для российских и немецких аспирантов и студентов. Это мероприятие организовано НОЦ «Байкал» и Центром экологии университета г. Киль, Германия. Школа работала по инновационно-образовательной схеме, включающей виртуальный и очный компоненты. Организаторы решили наладить виртуальное взаимодействие участников еще до личной встречи, чтобы максимально эффективно использовать две недели на Байкале. Главным нововведением стало то, что предварительная часть обучения, знакомство, формирование команд, решение конкретных задач были обеспечены через Интернет-форум на портале НОЦ http://lake.baikal.ru.

Помимо создания сети научных учреждений, Иркутский государственный университет разрабатывает ряд интересных международных и региональных проектов. К примеру, уникальный проект «Байкальский нейтринный телескоп». С помощью этого телескопа ученые из нескольких десятков стран занимаются поиском и изучением элементарных частиц космического происхождения.

Также в ИГУ работает признанная во всем мире школа археологии. Совместно со студентами преподаватели университета занимаются не только поиском древних цивилизаций, но и выполняют археологическую экспертизу для крупных региональных проектов — строительство трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», Богучанской ГЭС.

Иркутский государственный университет обладает развитой сетью филиалов и научных станций, которые расположены на территории всего Приангарья, а также за его пределами — в Республике Бурятия и Монголии, ИГУ обладает хорошей информационной сетью, используя телеинформационные каналы в крупнейших населенных пунктах области. Эта сеть позволяет проводить ряд проектов, к примеру, мгновенный социологический срез любой ситуации в регионе. Если наложить на эту сеть научные станции, в том числе и Иркутского научного центра СО РАН, с которым университет тесно сотрудничает, то получается, что эта сеть охватывает практически всю область и может использоваться для крупных региональных проектов.

— Общий принцип работы Иркутского государственного университета: сохраняя фундаментальность образования, идти в ногу со временем, — отмечает Александр Смирнов.

Университет открывает новые специальности, которые представляют интерес для региона уже сегодня или в прогнозируемом будущем, так сейчас особый интерес представляют специальности в области информационных систем, прикладной математики, радиоэлектроники, новых материалов, экологии и др. В университете открыты российско-корейский центр и российско-китайский образовательный центр (Институт Конфуция). Востребованным направлением является подготовка менеджеров по международным стандартам, с выдачей двойного диплома — российского и зарубежного, в частности, в этом направлении идет сотрудничество с университетами США, Австралии и Китая.

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.