Научно-просветительский центр “Байкал“
Библиотека НПЦ
Ученые Иркутского государственного университета создают электронные базы по исследованиям озера БайкалНа тридцать лет опередили ученые Иркутского государственного университета всех своих коллег, занимающихся изучением пресных водоемов. Исследовать озеро Байкал на регулярной основе иркутские биологи начали еще в 1927 году, тогда как постоянные наблюдения за Женевским озером в Швейцарии начались только в 1957 году, а за другими озерами еще позже. Работа ученых ИГУ по исследованию озера, не прекращавшаяся даже в годы войны, ведется по сей день. На базе университета при поддержке Министерства образования и науки РФ в 2006 году создан Научно-образовательный центр «Байкал», который является одним из перспективных инновационных проектов вуза. Он получил финансирование в размере 6 млн рублей, рассчитанных на три ближайших года. Главная задача этого центра — не просто заниматься исследованием Байкала, но и объединить разрозненные исследования великого озера. Проект выполняется при участии Бурятского государственного университета, Института геохимии СО РАН, Института земной коры СО РАН и Института динамики систем и теории управления СО РАН. — Исследования Байкала, которые велись и ведутся учеными многих институтов региона, как правило, разрозненные, узкоспециализированные, — рассказывает проректор ИГУ по научной работе, доктор физико-математических наук Александр АРГУЧИНЦЕВ. — Цель НОЦ «Байкал» — собрать, обработать и сконцентрировать в одном месте разрозненные научные данные об озере. Так, благодаря работе научно-образовательного центра, в 2006 году создана электронная база данных о планктоне озера Байкал. Информация о животном и растительном мире озера, которую собирало несколько поколений ученых, — а это тысячи листов рукописных и печатных текстов — хранилась в университете и занимала несколько больших комнат. Со временем бумага, хранящая уникальные исследования, начала ветшать и разрушаться. Именно поэтому информацию начали переводить в электронный формат. Специалистами сейчас созданы также громадные электронные базы данных по температурным колебаниям и течениям озера. Как правило, исследовательские работы носят чисто научный характер и не связаны с обучением студентов. Ученые НОЦ «Байкал» решили изменить подход к образовательному процессу молодых специалистов. Самые последние результаты научных исследований центра теперь используются при обучении студентов. Ученые госуниверситета все свои наблюдения и исследования по Байкалу превращают в учебные курсы и программы, дополняют и совершенствуют их. Так, на географическом факультете модернизировано уже около 10 курсов — «Геоэкология», «Геоинформационная система», «Численные методы и анализы прогноза погоды», «Экологический мониторинг» и т.д. — Раньше курсы были более абстрактными, сейчас они рассматриваются на конкретном примере озера Байкал, — рассказывает Аргучинцев. — Таким образом, они более привязаны к жизни. Например, студенты могут в ходе обучения выполнить на компьютере вычисления, чтобы узнать, как влияют на экологическую систему озера промышленные предприятия. Сейчас в рамках проекта НОЦ «Байкал» разрабатываются и уже начали внедряться в учебную программу Иркутского университета междисциплинарные курсы. Это своего рода попытка объединить специалистов разного профиля — тех, кто изучает климат, эволюцию и экосистему озера и т.д. Междисциплинарная программа внедряется на биолого-почвенном, географическом и геологическом факультетах Института математики, экономики и информатики ИГУ. — На каждом из этих факультетов студенты изучают дисциплины о Байкале, но знания, которые они получают, узкоспециализированные. Так, например, на биолого-почвенном факультете специальность «Экология» довольно узкая. Выпускники-экологи не обладают рядом необходимых требований — не знакомы с математическим моделированием, информационными технологиями, рядом химических знаний. Получается, что экологу сложно будет работать, например, в области программирования. Но благодаря новым междисциплинарным курсам специалисты экологического профиля будут иметь лучшую подготовку, чем сейчас, — рассказывает Александр Аргучинцев. В подготовке специалистов ИГУ сейчас широко используется дистанционное обучение. Иркутский госуниверситет наладил сотрудничество с городом Киль (Германия), и теперь, используя дистанционные возможности, немецкие преподаватели работают с нашими студентами, а наши — с немецкими. Студенты ИГУ, в соответствии с программой, получают необходимую информацию на сайте университета г. Киль. Если же при изучении материала будут возникать какие-то вопросы, то можно общаться с преподавателями из Германии через телемост, форум или посредством электронной почты. Пока в рамках проекта НОЦ «Байкал» наши и немецкие студенты изучают только один курс — «Лимноэкологию». — Экологические системы Байкала и Балтийского моря в какой-то степени похожи. Конечно, у нас к изучению свои подходы, у немцев — свои, но поделиться опытом будет полезно, — рассказывает проректор по научной работе. — Планируется, что лето немецкие студенты проведут в Иркутске, чтобы пройти совместную практику на Байкале со студентами ИГУ. Одной из задач центра «Байкал» является также поддержка молодых исследователей. Среди студентов, аспирантов и молодых ученых постоянно проводятся конкурсы, победители получают гранты и развивают свои проекты. Просветительская составляющая проекта «НОЦ «Байкал» — Интернет-портал http://1аке.Ьаiка1.ru. В его электронной библиотеке сейчас выставлено несколько десятков публикаций ученых о Байкале. Некоторые из них — уникальные, датируются еще XX веком. До конца года планируется разместить еще 500 статей и книг ученых ИГУ. Иркутские студенты, зайдя на портал, могут ознакомиться с новыми учебными курсами по гидробиологии и водной экологии, химии окружающей среды, динамике атмосферы. В этом году НИИ биологии при ИГУ по заказу Министерства природных ресурсов РФ разработал проекты документов «Нормативы качества уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории» и «Нормативы допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал». По условию этого контракта госуниверситет должен выставить на открытое обсуждение подготовленный проект нормативов. Сейчас проект документов размещен на портале научно-образовательного центра, любой желающий может ознакомиться с этой информацией и оставить свои комментарии на форуме. |
|||||
Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. |