Школы

Школы
НПЦ «Байкал»

Подробнее >

Конкурсы

Конкурсы НПЦ "Байкал"

Все конкурсы >

Результаты >

Работы

Трёхмерная модель
озера Байкал

Видеоролики трехмерной модели >

О Байкале

Вопросы и ответы, музыка названий, фотогалерея...

Подробнее >

Научно-просветительский центр Байкал

Проекты Учебные курсы Библиотека Конференции, семинары Конкурсы

Интервью с Николаем Емелиным

Николай Михайлович Емелин
Заместитель директора по научной работе ФГНУ "Госметодцентр" Министерства образования и науки РФ. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, генерал-майор.
Известный специалист в области испытаний, эксплуатации и надежности сложных систем, процессов управления образовательной и научно-исследовательской деятельностью.
Автор 240 научных работ.

 

О научно-образовательных центрах

Вопрос. Николай Михайлович, начнем с вопроса: "Почему именно сегодня возникла идея научно-образовательных центров в российских университетах, в чем их роль?".
Н.Е. Научно-образовательные центры – это одна из новых структур, позволяющих реализовать задачу интеграции, которая стоит перед российским образованием и российской наукой. Появилась необходимость в такой структуре, которая позволила бы интегрировать образовательную и научную составляющие с привлечением не только образовательных, но и исследовательских учреждений Академии наук.
В. А что в этом нового? Вроде всю жизнь занимаемся интеграцией, объединяем науку и образование, академические институты приглашаем, и так далее. Видимо, все-таки, в научно-образовательные центры были заложены новые идеи, которые позволяют надеяться на то, что НОЦы будут работать более эффективно, чем ранее?
Н.Е. Научно-образовательный центр создается под основное научное направление, которое характерно как для данного региона, для данного вуза, так и для той научной школы, которая составляет основу научно-образовательного центра. Научно-образовательный центр призван, прежде всего, довести фундаментальные исследования, которые характеризуют классические университеты до конкретной реализации и внедрения в жизнь. Да, это на сегодняшний день слабое место – внедрение тех фундаментальных результатов, которые имеют наши классические вузы. Конечно, для этого нужны определенные структурные изменения, расширение существующих центров, изменение их, скажем так, административно-управленческой составляющей, без которой решение вопросов инновационного менеджмента, маркетинга просто невозможно. Мы должны создать такую структуру, в которой управленческая компонента обеспечивала бы нормальную, плодотворную, свободную, творческую работу наших ученых.
В. Да, это инновационная составляющая работы центров. Очень часто бывает, что красивые проекты, идеи и результаты как бы зависают и не могут пробить себе дорогу в жизнь – вот это имеется в виду?
Н.Е. Конечно. Потому что получить фундаментальный результат – это прерогатива наших ученых, но этот результат надо еще внедрить в жизнь. А это уже отдельное направление деятельности. Это отдельная служба, это отдельные люди, которые имеют специальную подготовку. Несомненно, это должны быть квалифицированные люди, люди, которые находятся в теме данного НОЦ, понимают его задачи и то направление исследований, которое в нем ведется. Это должны быть люди, которые смогут эту функцию реализовать, оставляя ученым то, что те могут прекрасно делать.
В. То есть каждый должен заниматься своим делом.
Н.Е. Это главный принцип, наверное.

О взаимодействии науки и образования

В. Итак, первая часть работы НОЦ – инновационная. Другая составляющая связана с объединением науки и образования. С одной стороны, образование испытывает голод на современные новые научные знания, а с другой, поскольку, например, нет плотной связи студентов с исследованиями, у студентов не выстраивается мотивация идти в науку, и из-за этого наука испытывает голод на свежую кровь, на активных и энергичных молодых людей. Как в такой ситуации должен действовать НОЦ?
Н.Е. Образовательная составляющая НОЦ заключается в двух моментах. Вуз, конечно, не может развиваться, и также не может преподавательский состав развиваться, не могут развиваться учебные дисциплины и курсы, если ни преподаватели, ни курсы не вбирают в себя результаты новых научных исследований. Без этого просто немыслимо развитие университета. Это первое. Второе. Мы должны констатировать, что научные коллективы испытывают сейчас серьезный голод в подкреплении молодыми талантливыми людьми. Чтобы подготовить ученого, нужно начинать работать со студентом с первого курса, привлечь его, увлечь своей идеей, и повести его за собой. При этом, естественно, перед НОЦ стоит задача отобрать тех, кто на самом деле имеет способности. И далее этот студент уже на протяжении пяти лет будет получать качественное образование, и параллельно формироваться как молодой перспективный исследователь, будущий аспирант, будущий научный сотрудник. Мы часто говорим о непрерывности образования в течение всей своей жизни. Точно так же надо говорить о непрерывности научной деятельности, начиная с первых лет учебы в вузе.
В. То есть, обучение через науку.
Н.Е. А иначе немыслимо – не может быть серьезного обучения только через учебник. Конечно, в этом учебнике заложены научные знания. Но этого недостаточно, этого мало.
В. Здесь, как я понимаю, научно-образовательные центры могут сыграть существенную роль, поскольку они организуют некоторое «коловращение», большую среду, которая объединяет людей разных поколений, с разным опытом. И с этой точки зрения научно-образовательные центры могут служить некоторым инкубатором и фильтром, который осуществляет отбор талантливой и мотивированной молодежи, умеющей работать.
Н.Е. Несомненно. Это как раз и составляет основную образовательную идею НОЦ. Мы можем много говорить о студенческих научных кружках и так далее, но это размыто по всей плоскости нашей научной деятельности. А НОЦ целенаправленно берет и работает с конкретными ребятами в передовой научной области, фильтрует, отбирает, растит. В такой ситуации студент прекрасно понимает, насколько хороша и увлекательна идея исследования на острие науки – и все это обеспечивает НОЦ. НОЦ позволяет в различных формах привлечь к сотрудничеству и крупных ученых, и другие организации, например, институты Сибирского отделения РАН, другие вузы.
В. Ранее вы говорили о развитии вузовской фундаментальной науки. А как, с Вашей точки зрения, научно-образовательные центры, являясь внутренней структурой университетов, могут взаимодействовать с внешними академическими институтами? Какие формы здесь возможны, и какой могла бы быть оптимальная траектория развития для более эффективного привлечения внешних академических сил в работу научно-образовательных центров?
Н.Е. А здесь, наверное, надо более широко посмотреть на идею интеграцию науки, о которой мы говорили с вами ранее. Ведь, что значит интегрировать вузовскую науку и науку академическую? Да это просто создать нормальные научные, творческие коллективы, которые связаны одной идеей, которые могут плодотворно эту идею воплотить в жизнь. Формы сотрудничества, как мы с вами говорим, могут быть различными, начиная с дискуссионных симпозиумов, конференций и так далее, которые достаточно известны, и заканчивая разнообразными формами создания временных творческих коллективов на каких-то договорных основах. Без этого сейчас работа становится невозможной.
В. И еще одна сторона научно-образовательных центров. Нельзя ли сказать, что внутри научно-образовательных центров могут вызревать какие-то идеи и новые подходы, которые в дальнейшем окажут влияние на развитие университетов в целом и станут базой для модернизации университетской жизни?
Н.Е. В научно-образовательных центрах закладывается простая идея – идти на острие науки. И мы должны признать, что без междисциплинарных связей работать, скажем, на таком уникальном объекте как Байкал, просто невозможно. Здесь должны быть завязаны различные научные направления, должны быть квалифицированные специалисты, которые, к примеру, могут построить математические модели того или иного природного явления, и которые помогут биологам или геологам решить свою проблему. Вот эта взаимосвязь, междисциплинарная связь между различными научными направлениями даст большой толчок для дальнейшего развития. И этим самым мы естественным путем в рамках НОЦ решим проблему реализации тех фундаментальных результатов, которые нужны нам на практике. И в этом одно из главных преимуществ и достоинств таких структур.
В. Другими словами, находясь на берегах такого уникального природного объекта как Байкал, можно говорить, что задача НОЦ состоит не только в продвижении отдельных дисциплин и направлений исследований. Здесь возможен и иной подход, который, в частности, реализуется и в Иркутском государственном университете, и который ориентирует научно-образовательный центр на сложнейший природный объект, и уже через это объединяет разрозненные силы, и позволяет объединять ученых, аспирантов, студентов.
Н.Е. Настолько многогранен Байкал, настолько он красив и прекрасен, столько здесь неизведанного! Такие различные направления научных исследований объединяются на одном этом уникальном озере! Несомненно, Иркутский госуниверситет должен, просто обязан, сконцентрировать все свои усилия на этом уникальном объекте. И ни одно узкое направление исследований неспособно решить проблему комплексно. Именно в интеграции сила НОЦ.

Об организации научных исследований

В. Действительно, мы сами обратили внимание на то, что научно-образовательный центр дает возможность объединять людей, и в этом плане это очень интересная новая структура. Теперь хочется коснуться другой стороны вопроса. Вы являетесь известным специалистом в организации научного процесса, которую можно охарактеризовать как специальный вид менеджмента. Научный процесс ставит очень сложные задачи: это и сложные люди, это движение сразу по нескольким направлениям – инновационному направлению; направлению, связанному с образованием и привлечением новой талантливой молодежи. Как Вам представляется, могут ли научно-образовательные центры служить платформой для апробирования и отработки новых схем управления – как известно, с управлением у нас дела далеко не всегда идут хорошо. И, может быть, НОЦ дает еще одну возможность для испытания тех методологических вещей, которые Вами разработаны?
Н.Е. На протяжении уже двух лет мы с вами очень плотно работаем в аналитической ведомственной целевой программе Рособразования "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)". И, как вы понимаете, столкнулись с интересными научными проектами, которые выполняются в данной научной программе. Но, как это всегда бывает в методологии науки, для того, чтобы правильно поставить задачу, правильно подойти к ее решению, правильно ее реализовать и внедрить, наконец, опубликовать, мы должны использовать единый понятийный аппарат. Когда нет того понимания, на котором зиждется методология науки, достаточно тяжело говорить о тех научных результатах, которые мы хотели бы получить в рамках нашей научной программы. В управляющей структуре НОЦ должны быть люди, которые определяют понятийное и методологическое направление научных исследований в целом. Должна быть отдельная аналитическая группа, которая занимается этими вопросами. Пусть эти вопросы несколько формальные – на уровне заявки, техзадания и других документов, – но если этот понятийный аппарат не будет доведен до исполнителей и руководителей, если не будет общего понимания, мы будем говорить на разных языках.
В. То есть, ситуация такая, что люди иногда даже не понимают друг друга? Даже до этого мы не дошли, чтобы одинаково понимать базовую терминологию? Насколько я знаю, часто люди по-разному понимают, например, что такое «задача».
Н.Е. Классические примеры, которых достаточно много – что такое цель исследований, что такое задачи исследований, что такое научный результат. Мы прекрасно понимаем, что да, коли мы говорим об интеграции образования и науки, то научное исследование должно сопровождаться, к примеру, модернизацией учебных программ, учебных планов, написания учебников и пособий. Но написание учебника не является научным результатом. Мы сначала должны провести исследования, получить добротный научный результат, и потом только подумать, что из этих фундаментальных исследований мы можем применить для развития той или иной учебной дисциплины.
В. И здесь, видимо, проявляется сервисная функция НОЦ, а именно функция, во-первых, продвижения и утряски единой методологии, а с другой стороны, сервисная функция, связанная с помощью в подготовке заявок на гранты, технических заданий. Иногда исследователи брошены на произвол судьбы, и делают, у кого как получается. Часто бывает, что, например, талантливый математик не обладает существенными способностями в формировании заявок и других документов.
Н.Е. О том-то и речь.
В. Поэтому сервисы и поддержка исследователей в этом направлении также являются важнейшей функцией НОЦ.
Н.Е. Вот эта управленческая составляющая, ответственная за выстраивание документов в необходимую структуру, начиная с заявки и заканчивая актом реализации научной работы – этому тоже надо учить. Этому надо учить студентов. Этому, уж несомненно, надо учить любого аспиранта и докторанта, которые должны четко понимать, что является их научной задачей, научной проблемой, что он в своем исследовании хочет получить…
В. Как диссертацию оформить, в конце концов.
Н.Е. … не говоря уже о том, как необходимо оформить научный отчет. Ведь все это стандартизировано в ГОСТах. И этому надо учить. Но давайте мы посмотрим, что у нас происходит. Повышение квалификации и непрерывное образование должны быть во всем. Необходимо учить студента, учить аспиранта, учить, извините, уважаемого доктора или профессора. Учить простым вещам. Именно с этим связано то направление, которым мы занимаемся, где мы учим и студентов, и аспирантов, где мы учим и научных работников, где мы учим сотрудников НИЧ, управленцев, научно-исследовательские отделы. Учим для того, чтобы дальше говорить на одном понятийном языке.

О будущей программе

В. У Вас уже накопился опыт реализации программы создания НОЦ. Вы, вероятно, анализировали первые ее результаты, и, видимо, новая программа Министерства будет скорректирована с учетом опыта, полученного в текущей программе?
Н.Е. Да, мы проработали два года по этой программе, мы получили ряд достаточно интересных результатов, особенно касающихся фундаментальных исследований. Здесь есть прекрасные проекты, в том числе проекты, связанные с исследованием Байкала. Но, к сожалению, мы должны констатировать, что вторая – образовательная – компонента, то, что направлено на развитие образовательной структуры, оно не в полной мере на сегодняшний день отвечает тем требованиям, которые мы закладывали в саму программу развития научного потенциала. Поэтому, что ж, так как программа работает на открытой конкурсной основе, пришлось провести дополнительный конкурс, и мы надеемся в 2008 году получить более весомые результаты в образовательной компоненте программы.
В. То есть получается так, что опять это разделение науки и образования сохраняется, сохраняется в головах людей. Люди воспринимают НОЦ, в первую очередь, как научный проект, и недостаточно внимания уделяют связке наука-образование.
Н.Е. Вот мы и пытаемся в этой программе и в ее индикаторах отразить то, что необходимо для развития научного потенциала и образовательной структуры. Имеется в виду и подготовка молодых ученых, зашита диссертаций, написание учебников, разработка новых учебных программ на основе тех проектов, которые выполняются. Чтобы в результате выполнения проекта НОЦ развивалась учебная компонента, пусть немного, пусть это будут отдельные лекции, в которые можно вкрапить научную изюминку. И это украсит любую учебную дисциплину. Вот на это и направлена программа. Программа уже работает, предполагается ее продолжение на 2009-2010 годы.

О Байкале

В. Николай Михайлович, пожалуйста, поделитесь своими общими впечатлениями о Байкале.
Н.Е. Впечатления… Даже трудно выразить их словами. Это такая необыкновенная красота, такая жемчужина не только России, но всего мира! Я уж не говорю о тех уникальных возможностях, которые дарит Байкал исследователям. И эта красота Байкала не может не позволить быть красивыми таким университетам как Иркутский госуниверситет. Университет в Прибайкалье должен стать жемчужиной. Искренне хотелось бы, чтобы такая жемчужина была у Байкала – в виде прекрасного классического университета. Эта задача не имеет окончательного решения, это процесс непрерывный, совершенствоваться можно до бесконечности, чего вам и желаю. Деваться Иркутскому университету просто некуда.
В. Намек понят. Спасибо, что Вы поддерживаете нас в наших амбициях. Нам тоже очень хочется сделать проект научно-образовательного центра «Байкал» красивым. И спасибо за очень интересную беседу.

Н.Е. Спасибо вам.

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.