Учебные курсы
Федеральное агентство по образованию РФ
Утверждено Советом по географии
УМО по классическому университетскому образованию
2006 г.
Программа дисциплины ОПФ.16
«Устойчивое развитие человечества»
Специальность 013400 — природопользование
Всего часов — 95
в том числе лекционных — 32,
практических — 32
Программа составлена:
проф. Н.Ф. Глазовский (Московский государственный университет)
I. Организационно-методический раздел
Цель курса
Целью курса является изучение современных географических проблем устойчивого развития. В данном курсе рассматривается история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Задачи курса
Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного, объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее острых и сложных проблем устойчивого развития.
В результате изучения данного курса студенты должны:
- получить достаточно полное современное представление о концепции устойчивого развития в целом;
- усвоить теоретические основы этой концепции, а также выявить существующие недостатки в теоретическом обосновании;
- понять необходимость межсекторального и междисциплинарного подходов к изучению и решению проблем устойчивого развития;
- освоить основные методологические и методические подходы к обсуждению проблем устойчивого развития;
- получить представление о состоянии разработки и реализации идей устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Именно географы, в силу своей комплексной профессиональной подготовки должны не только разрабатывать различные направления устойчивого развития, но и быть интеграторами, содействующими комплексному решению проблем устойчивого развития. Проблемы устойчивого развития в своей основе междисциплинарные, поэтому курс предназначен для всех студентов пятого курса, обучающихся по экологическим и географическим специальностям. Он предполагает знание основных географических, экологических дисциплин и читается в качестве одного из заключительных интегрирующих курсов в девятом семестре.
Требования к уровню освоения материала
Освоение содержания курса предполагает формирование у слушателей представления о современных проблемах устойчивого развития и навыки содержательного обсуждения этих проблем. Промежуточный контроль освоения материала должен проводиться в форме устных и письменных тестов. Итоговая оценка по курсу формируется на основе результатов этих тестов, активности студентов во время практических занятий и деловых игр, а также проверки знаний на экзамене.
II. Содержание курса
Введение
Основные особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Соотношение с другими курсами. Основные методические особенности курса. Роль географии в разработке идей устойчивого развития.
Раздел I
История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции
Тема 1. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы, роли человека в изменении окружающей среды, и создания концепции устойчивого развития.
Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте народонаселения по отношению к росту средств существования, Адама Смита и В.В. Докучаева о роли взаимодействии человека и природы, введение А.И. Воейковым понятия «емкость Земли для человека». Появление понятия «ноосфера» в работе Тейяра де Шардена и его последующее развитие. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ее эволюции. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.
Тема 2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.
Работы У. Лавллока о Гее - глобально скореллированном организме. Глобальные модели и «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Дж. Форестера, Дениса и Донеллы Медоуз и Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы и Д.Л. Арманда и Ю.К. Ефремова о взаимоотношении человека и природы. Работа Комиссии Брутланд. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды. Конференции глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге. Основные итоги и материалы. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Концепция устойчивого ресурсопользования Д.И. Люри.
Раздел II Теории устойчивости систем
Тема 1. Основы теории устойчивости систем.
Типы систем, их структура и возможные траектории развития. Тригерные системы. Точки бифуркации. Типы устойчивости. Общая схема анализа проблем и возможностей устойчивого развития. Соотношение прогностических возможностей современной науки и характерных времен для различных процессов и явлений.
Раздел III. Общие проблемы устойчивого развития
Тема 1. Устойчивость природных систем.
Внешние факторы устойчивости. Устойчивость Вселенной и солнечной системы, цикличные процессы в космосе. Устойчивость биосферы. Работы Н.Н. Семенова (энергетический подход к оценке устойчивости биосферы), К.К. Ребане (термодинамический подход к оценке устойчивости биосферы) и И.И. Гительзона о симбиотическом пути развития человечества и природы. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова и ее критика. Другие возможные подходы к оценке устойчивости биосферы.
Тема 2. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере
Угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения. Их влияние на биосферу и ее компоненты. Возможности их прогноза, предупреждения и снижения отрицательных последствий.
Тема 3. Структура ноосферы и взаимодействие природы и общества.
Основные структурные уровни ноосферы, их обоснование. Особенности взаимодействия природы и общества на каждом уровне. Энергетические, материальные, финансовые и информационные оценки связей.
Тема 4. Антропогенно-природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
История взаимодействия природы и общества. Основные этапы, особенности и уроки.
Глобальные и региональные изменения климата. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Дискуссия о торговле квотами на выброс парниковых газов.
Изменение озонового слоя -темпы, причины и следствия.
Проблемам снижение биоразнообразия. Значение биоразнообразия для биосферы. Показатели биоразнообразия. Изменение биоразнообразия и его причины.
Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
Тема 5. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
Загрязнение окружающей среды. Создание и использование новых химических веществ, ранее отсутствовавших в биосфере. Генная инженерия.
Тема 6. Социально-экономические проблемы развития.
Бедность и неэквивалентность распределения. Рост населения и изменение его качества. Другие демографические проблемы. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема. Глобализация: причины, особенности и следствия. Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Основные движущие силы, общие и региональные особенности, влияние на устойчивое развитие.
Раздел IV. Методологические проблемы изучения устойчивого развития
Тема 1. Критерии и показатели устойчивого развития.
История формирования критериев и показателей устойчивого развития. Оценки критичности ситуации. Показатели развития, используемые системой ООН. Современный кадастр критериев и показателей устойчивого развития. Проблемы и перспективы их совершенствования.
Тема 2. Соотношение управления и самоорганизации.
Самоорганизующиеся и управляемые системы. Работы И. Пригожина и его школы. Соотношение самоорганизации и управления в природно-социальных системах. Разные стратегии развития - от борьбы к адаптации. Основные теоретические проблемы соотношения управления и самоорганизации в географических системах.
Тема 3. Уровни устойчивого развития.
Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Ограничения на возможности устойчивого развития.
Тема 4. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в Мире.
Существующие национальные модели, концепции и программы устойчивого развития, их общие черты и особенности. Опыт реализации планов устойчивого развития в разных странах.
Раздел V. Проблемы и перспективы устойчивого развития России
Тема 1. Современное развития России.
Основные показатели развития России и их динамика. Россия в Мире. Страны СНГ и Россия. Основные проблемы развития и причины их возникновения.
Тема 2. Обеспечение устойчивого развития России
Особенности России. Концепция устойчивого развития России. Стратегии устойчивого развития России. Их разработка, содержание, статус, достоинства и недостатки. Стратегические пути развития России, их достоинства и недостатки. Механизмы обеспечения устойчивого развития. Оценки стоимости перехода России на путь устойчивого развития.
Заключение
Оценка реальности, критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития. Возможные источники финансового обеспечения развития. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.
Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Контрольные вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы должны быть такими, чтобы обеспечить возможность краткого ответа. Все эти задания должны быть направлены на формирование активного интереса студентов к изучаемым проблемам, их личного осмысления и осознанного обсуждения. Предполагается также широкое использование результатов тестирования для иллюстрации отдельных разделов курса.
- Обосновать критерии значимости различных проблем устойчивого развития.
- Ранжировать по значимости современные проблемы устойчивого развития.
- Сформулировать некоторые общие причины возникновения важнейших проблем современности.
- Определить основные проблемы развития России.
- Дать перечень механизмов обеспечения устойчивого развития.
- Обосновать личное отношение к глобализации.
- Показать позитивные и негативные последствия интеграции и дезинтеграции в современном мире.
Примерная тематика курсовых работ
- Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
- Современные теории устойчивости биосферы.
- Внешние факторы устойчивости биосферы.
- Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
- Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
- Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.
- Проблема сохранения биоразнообразия.
- Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
- Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.
- Глобализация и ее последствия.
- Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
- Критерии и показатели устойчивого развития.
- Соотношение управления и самоорганизации.
- Современное развитие России.
- Обеспечение устойчивого развития России.
- Разработка международных документов по обеспечению устойчивого развития.
- Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития в разных странах.
- Международные органы и организации в области устойчивого развития.
- Задачи научного обеспечения устойчивого развития.
Перечень примерных вопросов к экзамену по всему курсу
- История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
- Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.
- Основы теории устойчивости систем.
- Устойчивость природных систем.
- Современные теории устойчивости биосферы.
- Внешние факторы устойчивости биосферы.
- Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
- Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
- Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.
- Проблема снижение биоразнообразия. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия.
- Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
- Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.
- Социально-экономические проблемы устойчивого развития.
- Проблема бедности и неэквивалентности распределения.
- Проблема роста населения и изменения его качества.
- Глобализация и ее последствия.
- Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
- Критерии и показатели устойчивого развития.
- Соотношение управления и самоорганизации.
- Современное развитие России.
- Обеспечение устойчивого развития России.
- Международные органы и организации в области устойчивого развития.
- Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.
- Задачи научного обеспечения устойчивого развития.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ п/п | Наименование разделов | Всего (час) | Аудиторные занятия (час.), в том числе | Самостоя- тельная работа |
---|
лекции | семинары |
---|
1. | Введение | 2 | 2 | - | |
2. | Раздел I. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции | 10 | 2 | 2 | 4 |
3. | Раздел II. Основы теории устойчивости систем | 15 | 8 | 8 | 6 |
4. | Раздел III. Общие проблемы устойчивого развития | 30 | 6 | 8 | 10 |
5. | Раздел IV. Методологические проблемы устойчивого развития | 15 | 6 | 8 | 5 |
6. | Раздел V. Проблемы и перспективы устойчивого развития России | 20 | 6 | 6 | 6 |
7. | Заключение | 6 | 2 | - | |
8. | Итого | 96 | 32 | 32 | 31 |
IV. Форма итогового контроля
Экзамен.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
- Арманд А.Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М.: Наука, 1998. 260 с.
- Арманд А.Д. Эксперимент «Гея». Проблема живой Земли. М:. Сиринъ садхана, 2001. 192 с.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 2000. 391с.
- Вернадский В.И. О науке. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Москва: Айрис пресс, 2004. 576 с.
- Глобальная экологическая перспектива 3, ЮНЕП, 2002. 504 с.
- Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995.470 с.
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 415 с.
- Кондратьев К. Я., Донченко В. К. Экодинамика и геополитика. Т. 1. Глобальные проблемы. – СПб, 1999. – 1032 с.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 1996.
- Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.: Изд-во «Дельта», 1997. 174 с.
- Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М: Прогресс, 1994. 304 с.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 352 с.
- Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М:. КМК, 2002. 445 с.
- План осуществления решений Всемирного саммита по устойчивому развитию / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002.
- Повестка дня XXI века / Конференция глав государств и правительств. Рио-де-Жанейро, 1992.
- Политическая декларация / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002.
- Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999. 793 с.
- Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Экономика, 2002. 415 с.
- Critical Trends. Global Change and Sustainable Development. UN, 1997. 76 p.
- Strong М. Where on Earth are We Going. 2000. 431 с
- The Global Possible. Resourses, Development and the New Century. 1985. 538p.
- Indicators of Sustainable Development Framework and Methodologies. United Nations, 1996. 428 р.
Дополнительная литература
- Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л..: Гидрометеоиздат, 1995.
- Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
- Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). М., 1997. 131 с.
- Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. Ин-т охраны природы и заповедного дела. М.: Мир, 1992.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 637 с.
- Розанов Б.Г. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во МГУ, 1984.372 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия Молодая, 1994.
- Стратегические ресурсы России. М., 1996. 121 с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
- Устойчивость геосистем. М: Наука, 1983. 199 с.
- Глобальная экологическая перспектива 3, ЮНЕП, 2002, 504 р.
- Environmental Indices System Analysis Approach. EOLSS. 1999, 655 p.
- Human Development Report 2002. UNDP, 2001, 249 p.
- Living Planet Report 2002, WWF, 2002, 36 p.
Интернет ресурсы
- Documents relating to Sustainable Development// http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php
- Earth-Info.Net // http://earth-info-net.blogspot.com.
- Eldis Gateway to Development Information // http://www.eldis.org
- Global Issues: Achieving Sustainable Development // http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0402/ijge/ijge0402.htm
- Introduction to Sustainable Development // http://sdgateway.net/introsd
- Sustainability Institute // http://sustainer.org
- SUSTAINABLE DEVELOPMENT WEB PAGE // http://www.colby.edu/personal/t/thtieten/sustain.html
- Sustainable Development // http://www.globalissues.org/TradeRelated/Development.asp
- Sustainable Development Index // http://planeta.com/ecotravel/sustain.html
- Sustainable Development Communications Network // http://www.sdcn.org
- Sustainable Development // http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=1071&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
- SUSTAINABLE DEVELOPMENT: Conventional versus Emergent Alternative Wisdom By David Korten // http://dieoff.org/page86.htm
- World Sustainability Hearing // http://www.earthisland.org/wosh
- The World Wide Web Virtual Library // http://www.ulb.ac.be/ceese/meta/sustvl.html
- Sustainable development issues // http://www.un.org/esa/sustdev
- Johannesburg Summit // http://www.johannesburgsummit.org
- International Institute for Sustainable Development // http://www.iisd.org
- Проблемы устойчивого развития // http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
- Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге // http://www.un.org/russian/conferen/wssd/index.html
- Что такое устойчивое развитие? // http://alkir.narod.ru/sd-article.html
- ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
- РИО+10: Полезные материалы и ссылки // http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Программу составил: Н.Ф. Глазовский, проф.(Московский государственный университет)
Рецензенты: С.А. Литвинская, проф. (Кубанский государственный университет), Т.А. Трифонова, проф.(Владимирский государственный университет), В.В. Рудский, проф. (Смоленский гуманитарный университет)