Школы

Школы
НПЦ «Байкал»

Подробнее >

Конкурсы

Конкурсы НПЦ "Байкал"

Все конкурсы >

Результаты >

Работы

Трёхмерная модель
озера Байкал

Видеоролики трехмерной модели >

О Байкале

Вопросы и ответы, музыка названий, фотогалерея...

Подробнее >

Научно-просветительский центр Байкал

Проекты Учебные курсы Библиотека Конференции, семинары Конкурсы

Учебные курсы

Федеральное агентство по образованию РФ

Утверждено Советом по географии
УМО по классическому университетскому образованию
2006 г.

Программа дисциплины ОПФ.16
«Устойчивое развитие человечества»

Специальность 013400 — природопользование

Всего часов — 95
в том числе лекционных — 32,
практических — 32

Программа составлена:
проф. Н.Ф. Глазовский (Московский государственный университет)

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Целью курса является изучение современных географических проблем устойчивого развития. В данном курсе рассматривается история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Задачи курса

Курс ориентирован на формирование у студентов широкого комплексного, объективного и творческого подхода к обсуждению наиболее острых и сложных проблем устойчивого развития.

В результате изучения данного курса студенты должны:

  • получить достаточно полное современное представление о концепции устойчивого развития в целом;
  • усвоить теоретические основы этой концепции, а также выявить существующие недостатки в теоретическом обосновании;
  • понять необходимость межсекторального и междисциплинарного подходов к изучению и решению проблем устойчивого развития;
  • освоить основные методологические и методические подходы к обсуждению проблем устойчивого развития;
  • получить представление о состоянии разработки и реализации идей устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Именно географы, в силу своей комплексной профессиональной подготовки должны не только разрабатывать различные направления устойчивого развития, но и быть интеграторами, содействующими комплексному решению проблем устойчивого развития. Проблемы устойчивого развития в своей основе междисциплинарные, поэтому курс предназначен для всех студентов пятого курса, обучающихся по экологическим и географическим специальностям. Он предполагает знание основных географических, экологических дисциплин и читается в качестве одного из заключительных интегрирующих курсов в девятом семестре.

Требования к уровню освоения материала

Освоение содержания курса предполагает формирование у слушателей представления о современных проблемах устойчивого развития и навыки содержательного обсуждения этих проблем. Промежуточный контроль освоения материала должен проводиться в форме устных и письменных тестов. Итоговая оценка по курсу формируется на основе результатов этих тестов, активности студентов во время практических занятий и деловых игр, а также проверки знаний на экзамене.

II. Содержание курса

Введение

Основные особенности современного мирового развития. Актуальность комплексного обсуждения проблем развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Соотношение с другими курсами. Основные методические особенности курса. Роль географии в разработке идей устойчивого развития.

Раздел I

История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции

Тема 1. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы, роли человека в изменении окружающей среды, и создания концепции устойчивого развития.

Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте народонаселения по отношению к росту средств существования, Адама Смита и В.В. Докучаева о роли взаимодействии человека и природы, введение А.И. Воейковым понятия «емкость Земли для человека». Появление понятия «ноосфера» в работе Тейяра де Шардена и его последующее развитие. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ее эволюции. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.

Тема 2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.

Работы У. Лавллока о Гее - глобально скореллированном организме. Глобальные модели и «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Дж. Форестера, Дениса и Донеллы Медоуз и Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы и Д.Л. Арманда и Ю.К. Ефремова о взаимоотношении человека и природы. Работа Комиссии Брутланд. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды. Конференции глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге. Основные итоги и материалы. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. Концепция устойчивого ресурсопользования Д.И. Люри.

Раздел II Теории устойчивости систем

Тема 1. Основы теории устойчивости систем.

Типы систем, их структура и возможные траектории развития. Тригерные системы. Точки бифуркации. Типы устойчивости. Общая схема анализа проблем и возможностей устойчивого развития. Соотношение прогностических возможностей современной науки и характерных времен для различных процессов и явлений.

Раздел III. Общие проблемы устойчивого развития

Тема 1. Устойчивость природных систем.

Внешние факторы устойчивости. Устойчивость Вселенной и солнечной системы, цикличные процессы в космосе. Устойчивость биосферы. Работы Н.Н. Семенова (энергетический подход к оценке устойчивости биосферы), К.К. Ребане (термодинамический подход к оценке устойчивости биосферы) и И.И. Гительзона о симбиотическом пути развития человечества и природы. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова и ее критика. Другие возможные подходы к оценке устойчивости биосферы.

Тема 2. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере

Угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения. Их влияние на биосферу и ее компоненты. Возможности их прогноза, предупреждения и снижения отрицательных последствий.

Тема 3. Структура ноосферы и взаимодействие природы и общества.

Основные структурные уровни ноосферы, их обоснование. Особенности взаимодействия природы и общества на каждом уровне. Энергетические, материальные, финансовые и информационные оценки связей.

Тема 4. Антропогенно-природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.

История взаимодействия природы и общества. Основные этапы, особенности и уроки.

Глобальные и региональные изменения климата. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Дискуссия о торговле квотами на выброс парниковых газов.

Изменение озонового слоя -темпы, причины и следствия.

Проблемам снижение биоразнообразия. Значение биоразнообразия для биосферы. Показатели биоразнообразия. Изменение биоразнообразия и его причины.

Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.

Тема 5. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.

Загрязнение окружающей среды. Создание и использование новых химических веществ, ранее отсутствовавших в биосфере. Генная инженерия.

Тема 6. Социально-экономические проблемы развития.

Бедность и неэквивалентность распределения. Рост населения и изменение его качества. Другие демографические проблемы. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема. Глобализация: причины, особенности и следствия. Интеграция и дезинтеграция в современном мире. Основные движущие силы, общие и региональные особенности, влияние на устойчивое развитие.

Раздел IV. Методологические проблемы изучения устойчивого развития

Тема 1. Критерии и показатели устойчивого развития.

История формирования критериев и показателей устойчивого развития. Оценки критичности ситуации. Показатели развития, используемые системой ООН. Современный кадастр критериев и показателей устойчивого развития. Проблемы и перспективы их совершенствования.

Тема 2. Соотношение управления и самоорганизации.

Самоорганизующиеся и управляемые системы. Работы И. Пригожина и его школы. Соотношение самоорганизации и управления в природно-социальных системах. Разные стратегии развития - от борьбы к адаптации. Основные теоретические проблемы соотношения управления и самоорганизации в географических системах.

Тема 3. Уровни устойчивого развития.

Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Ограничения на возможности устойчивого развития.

Тема 4. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в Мире.

Существующие национальные модели, концепции и программы устойчивого развития, их общие черты и особенности. Опыт реализации планов устойчивого развития в разных странах.

Раздел V. Проблемы и перспективы устойчивого развития России

Тема 1. Современное развития России.

Основные показатели развития России и их динамика. Россия в Мире. Страны СНГ и Россия. Основные проблемы развития и причины их возникновения.

Тема 2. Обеспечение устойчивого развития России

Особенности России. Концепция устойчивого развития России. Стратегии устойчивого развития России. Их разработка, содержание, статус, достоинства и недостатки. Стратегические пути развития России, их достоинства и недостатки. Механизмы обеспечения устойчивого развития. Оценки стоимости перехода России на путь устойчивого развития.

Заключение

Оценка реальности, критических проблем и возможных временных этапов обеспечения устойчивого развития. Возможные источники финансового обеспечения развития. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Контрольные вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы должны быть такими, чтобы обеспечить возможность краткого ответа. Все эти задания должны быть направлены на формирование активного интереса студентов к изучаемым проблемам, их личного осмысления и осознанного обсуждения. Предполагается также широкое использование результатов тестирования для иллюстрации отдельных разделов курса.

  • Обосновать критерии значимости различных проблем устойчивого развития.
  • Ранжировать по значимости современные проблемы устойчивого развития.
  • Сформулировать некоторые общие причины возникновения важнейших проблем современности.
  • Определить основные проблемы развития России.
  • Дать перечень механизмов обеспечения устойчивого развития.
  • Обосновать личное отношение к глобализации.
  • Показать позитивные и негативные последствия интеграции и дезинтеграции в современном мире.

Примерная тематика курсовых работ

  1. Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
  2. Современные теории устойчивости биосферы.
  3. Внешние факторы устойчивости биосферы.
  4. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
  5. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
  6. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.
  7. Проблема сохранения биоразнообразия.
  8. Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
  9. Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.
  10. Глобализация и ее последствия.
  11. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
  12. Критерии и показатели устойчивого развития.
  13. Соотношение управления и самоорганизации.
  14. Современное развитие России.
  15. Обеспечение устойчивого развития России.
  16. Разработка международных документов по обеспечению устойчивого развития.
  17. Разработка государственных документов по обеспечению устойчивого развития в разных странах.
  18. Международные органы и организации в области устойчивого развития.
  19. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

Перечень примерных вопросов к экзамену по всему курсу

  1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции.
  2. Осознание глобальных проблем, первые глобальные модели и международные соглашения в области окружающей среды и развития.
  3. Основы теории устойчивости систем.
  4. Устойчивость природных систем.
  5. Современные теории устойчивости биосферы.
  6. Внешние факторы устойчивости биосферы.
  7. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий. Возможность управления климатическими изменениями.
  8. Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол. Проблемы торговли квотами на выброс парниковых газов.
  9. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия.
  10. Проблема снижение биоразнообразия. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия.
  11. Проблема использования природных ресурсов. Возможности исчерпания природных ресурсов. Состояние возобновляемых ресурсов.
  12. Проблема загрязнение окружающей среды и использования новых химических веществ.
  13. Социально-экономические проблемы устойчивого развития.
  14. Проблема бедности и неэквивалентности распределения.
  15. Проблема роста населения и изменения его качества.
  16. Глобализация и ее последствия.
  17. Интеграция и дезинтеграция в современном мире.
  18. Критерии и показатели устойчивого развития.
  19. Соотношение управления и самоорганизации.
  20. Современное развитие России.
  21. Обеспечение устойчивого развития России.
  22. Международные органы и организации в области устойчивого развития.
  23. Реальность и возможные временные этапы обеспечения устойчивого развития.
  24. Задачи научного обеспечения устойчивого развития.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п
Наименование разделовВсего
(час)
Аудиторные занятия (час.), в том числеСамостоя-
тельная работа
лекциисеминары
1.Введение22- 
2.Раздел I. История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современной концепции10224
3.Раздел II. Основы теории устойчивости систем15886
4.Раздел III. Общие проблемы устойчивого развития306810
5.Раздел IV. Методологические проблемы устойчивого развития15685
6.Раздел V. Проблемы и перспективы устойчивого развития России20666
7.Заключение62- 
8. Итого96323231

IV. Форма итогового контроля

Экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Арманд А.Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М.: Наука, 1998. 260 с.
  2. Арманд А.Д. Эксперимент «Гея». Проблема живой Земли. М:. Сиринъ садхана, 2001. 192 с.
  3. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 2000. 391с.
  4. Вернадский В.И. О науке. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Москва: Айрис пресс, 2004. 576 с.
  6. Глобальная экологическая перспектива 3, ЮНЕП, 2002. 504 с.
  7. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995.470 с.
  8. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 415 с.
  9. Кондратьев К. Я., Донченко В. К. Экодинамика и геополитика. Т. 1. Глобальные проблемы. – СПб, 1999. – 1032 с.
  10. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 1996.
  11. Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.: Изд-во «Дельта», 1997. 174 с.
  12. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М: Прогресс, 1994. 304 с.
  13. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 352 с.
  14. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М:. КМК, 2002. 445 с.
  15. План осуществления решений Всемирного саммита по устойчивому развитию / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002.
  16. Повестка дня XXI века / Конференция глав государств и правительств. Рио-де-Жанейро, 1992.
  17. Политическая декларация / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002.
  18. Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999. 793 с.
  19. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Экономика, 2002. 415 с.
  20. Critical Trends. Global Change and Sustainable Development. UN, 1997. 76 p.
  21. Strong М. Where on Earth are We Going. 2000. 431 с
  22. The Global Possible. Resourses, Development and the New Century. 1985. 538p.
  23. Indicators of Sustainable Development Framework and Methodologies. United Nations, 1996. 428 р.

Дополнительная литература

  1. Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л..: Гидрометеоиздат, 1995.
  2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
  3. Кочуров Б.И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). М., 1997. 131 с.
  4. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. Ин-т охраны природы и заповедного дела. М.: Мир, 1992.
  5. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.
  6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 637 с.
  7. Розанов Б.Г. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-во МГУ, 1984.372 с.
  8. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия Молодая, 1994.
  9. Стратегические ресурсы России. М., 1996. 121 с.
  10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
  11. Устойчивость геосистем. М: Наука, 1983. 199 с.
  12. Глобальная экологическая перспектива 3, ЮНЕП, 2002, 504 р.
  13. Environmental Indices System Analysis Approach. EOLSS. 1999, 655 p.
  14. Human Development Report 2002. UNDP, 2001, 249 p.
  15. Living Planet Report 2002, WWF, 2002, 36 p.

Интернет ресурсы

  1. Documents relating to Sustainable Development// http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php
  2. Earth-Info.Net // http://earth-info-net.blogspot.com.
  3. Eldis Gateway to Development Information // http://www.eldis.org
  4. Global Issues: Achieving Sustainable Development // http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0402/ijge/ijge0402.htm
  5. Introduction to Sustainable Development // http://sdgateway.net/introsd
  6. Sustainability Institute // http://sustainer.org
  7. SUSTAINABLE DEVELOPMENT WEB PAGE // http://www.colby.edu/personal/t/thtieten/sustain.html
  8. Sustainable Development // http://www.globalissues.org/TradeRelated/Development.asp
  9. Sustainable Development Index // http://planeta.com/ecotravel/sustain.html
  10. Sustainable Development Communications Network // http://www.sdcn.org
  11. Sustainable Development // http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=1071&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
  12. SUSTAINABLE DEVELOPMENT: Conventional versus Emergent Alternative Wisdom By David Korten // http://dieoff.org/page86.htm
  13. World Sustainability Hearing // http://www.earthisland.org/wosh
  14. The World Wide Web Virtual Library // http://www.ulb.ac.be/ceese/meta/sustvl.html
  15. Sustainable development issues // http://www.un.org/esa/sustdev
  16. Johannesburg Summit // http://www.johannesburgsummit.org
  17. International Institute for Sustainable Development // http://www.iisd.org
  18. Проблемы устойчивого развития // http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
  19. Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге // http://www.un.org/russian/conferen/wssd/index.html
  20. Что такое устойчивое развитие? // http://alkir.narod.ru/sd-article.html
  21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
  22. РИО+10: Полезные материалы и ссылки // http://rio10.cis.lead.org/ref.htm

Программу составил: Н.Ф. Глазовский, проф.(Московский государственный университет)

Рецензенты: С.А. Литвинская, проф. (Кубанский государственный университет), Т.А. Трифонова, проф.(Владимирский государственный университет), В.В. Рудский, проф. (Смоленский гуманитарный университет)

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.