Научно-просветительский центр “Байкал“
Учебные курсыГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа спецкурса ДС.012. — ЛихенологияОсновная образовательная программа подготовки специалиста-ботаникаНаправление: специальность «Биология»;
Иркутск, 2007 Курс «Лихенология» является специальным курсом и предлагается студентам биолого-почвенного факультета, обучающимся по специальности «Биология», специализации «Ботаника» в 9 семестре. На курс отведено 34 аудиторных часа, из которых 17 – лекционные и 17 лабораторно-практические. В настоящее время курс «Лихенология» читается только в двух университетах России – Санкт-Петербургском и Иркутском. Основная цель курса – формирование у студентов знаний об особенностях строения и функционирования лихенизированных грибов (лишайников), их распространении, таксономических группах и возможностях практического использования лишайников. В этой связи решаются следующие задачи:
Значение дисциплины определяется необходимостью профессионального ориентирования специалиста на научно-исследовательскую (способность самостоятельно выполнять научно-исследовательскую работу, участвовать в реализации научных проектов профессиональной деятельности, проводить работы в области охраны природы) и педагогическую (способность осуществлять всю необходимую образовательно-педагогическую и воспитательную работу в средней школе и дополнительных образовательных учреждениях) деятельность. За время изучения курса студенты учатся определять лишайники, знакомятся с особенностями их экологии, степенью изученности лишайниковой флоры региона, приуроченности лишайниковых организмов к определенным наземным и водным экотопам, включая акваторию озера Байкал. Текущая аттестация: Устный опрос по основным теоретическим блокам изучаемого материала, сообщения, рефераты, определение гербарного материала лишайников. Итоговая аттестация - Зачет. Основное содержание дисциплиныБstrong>Тема 1. Лихенология как наука Предмет и задачи лихенологии как науки о лишайниках. Систематическое положение лишайников в современном понимании. История изучения лишайников. Изученность лихенофлоры Прибайкалья. Тема 2. Морфологические и анатомические особенности лихенизированных грибов (лишайников) Дуалистическая природа лишайников по Швенденеру. Компоненты лишайников: микобионт, фикобионт. Сумчатые и базидиальные лишайники. Морфологические типы таллома лишайниковов: кустистые, листоватые, накипные, сквамулезные. Способы прикрепления слоевища к субстрату. Типы ризин: простые, разветвленные, скваррозные. Особенности строения гомфа как органа прикрепления. Лобули, псевдоцифеллы, цефалодии. Анатомическая структура талломов. Гетеромерные талломы. Гомеомерные талломы. Взаимоотношения гриба и водоросли в составе таллома. Тема 3. Размножение лишайников Размножение лишайников как целостных организмов. Специализированные структуры вегетативного размножения: соредии, изидии. Размножение компонентов лишайников. Способы размножения микобионта: бесполое (пикнидии и пикноконидии) и половое (апотеции, перитеции). Леканоровый, лецидиевый и биаторовый апотеций. Строение перитеция. Споры микобионта, типы строения спор и сумок. Битуникатные и унитуникатные сумки. Способы размножения фикобионта. Тема 4. Распространение и приуроченность лишайников Субстратная приуроченность лишайников. Эпилиты, эпифиты, эпигеиды, субэпигеиды, эпифиллы, эпифитореликвиты. Экологические группы лишайников. Географические элементы и типы ареалов лишайников. Реликты, реликтоиды и виды селективной группы. Редкие и охраняемые виды лишайников региона. Тема 5. Систематические и эколого-субстратные группы лишайников Лишайники степных и скально-степных экотопов (виды семейств Caloplacaceae , Aspiciliaceae , Lecanoraceae , Hymeneliaceae и др.). Лишайники лесных экотопов ( Parmeliaceae , Cladoniaceae , Bacidiaceae , Peltigeraceae , Nephromiaceae , Lobariaceae , Physciaceae). Лишайники каменных россыпей и горных тундр (Alectoriaceae , Lecideaceae , Umbilicariaceae , Rhizocarpaceae). Тема 6. Практическое значение лишайников Значение лишайников в природе и в различных сообществах. Лихеноиндикация как один из разделов мониторинга экосистем. Основные понятия курса: Эндосапрофитизм, эколого-субстратная группа, структурная организация таллома, географический элемент. Организация самостоятельной работы студентов: Работа с литературой при подготовке к практическим занятиям, доклады, рефераты, выполнение индивидуальных заданий, определение гербарных образцов. Вопросы для сообщений и рефератов (СРС):
Тематический план по дисциплине:
Основная литература:
Дополнительная литература
Программу составил: к.б.н. доцент А.В. Лиштва (Иркутский госуниверситет) Рецензенты: к.б.н. доцент Т.М. Янчук (Иркутский гоуниверситет), к.б.н. доцент Е.Н. Максимова (Иркутский госпедуниверситет) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. |