Школы

Школы
НПЦ «Байкал»

Подробнее >

Конкурсы

Конкурсы НПЦ "Байкал"

Все конкурсы >

Результаты >

Работы

Трёхмерная модель
озера Байкал

Видеоролики трехмерной модели >

О Байкале

Вопросы и ответы, музыка названий, фотогалерея...

Подробнее >

Научно-просветительский центр Байкал

Проекты Учебные курсы Библиотека Конференции, семинары Конкурсы

Учебные курсы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
кафедра ботаники и генетики

 

Программа спецкурса ДС.012. — Лихенология

Основная образовательная программа подготовки специалиста-ботаника

Направление: специальность «Биология»;
Курс: 5;
Форма обучения: очная;
Семестр: 9;
Количество аудиторных часов: 34;
Лекции: 17 часов;
Практические занятия: 17 часов;
Самостоятельная работа студентов: 11 часов;
Контроль самостоятельной работы: 5 часов;

Иркутск, 2007

Курс «Лихенология» является специальным курсом и предлагается студентам биолого-почвенного факультета, обучающимся по специальности «Биология», специализации «Ботаника» в 9 семестре.  На курс отведено 34 аудиторных часа, из которых 17 – лекционные и 17 лабораторно-практические. В настоящее время курс «Лихенология» читается только в двух университетах России – Санкт-Петербургском и Иркутском.

Основная цель курса – формирование у студентов знаний об особенностях строения и функционирования лихенизированных грибов (лишайников), их распространении, таксономических группах и возможностях практического использования лишайников. В этой связи решаются следующие задачи:

  • формирование у студентов четкой системы знаний об особенностях строения и функционирования лишайниковых организмов, их макро- и микроструктуре, приспособительных особенностях, способах размножения;
  • приобретение студентами знаний о принципах классификации лишайников, родственных отношениях систематических групп и возможных путях их эволюции, а также о значении конкретных групп лишайников в природных экосистемах и хозяйстве;
  • создание у студентов представления об особенностях лихеноиндикации как одного из разделов мониторинга окружающей среды.

Значение дисциплины определяется необходимостью профессионального ориентирования специалиста на научно-исследовательскую (способность самостоятельно выполнять научно-исследовательскую работу, участвовать в реализации научных проектов профессиональной деятельности, проводить работы в области охраны природы) и педагогическую (способность осуществлять всю необходимую образовательно-педагогическую и воспитательную работу в средней школе и дополнительных образовательных учреждениях) деятельность.

За время изучения курса студенты учатся определять лишайники, знакомятся с особенностями их экологии, степенью изученности лишайниковой флоры региона, приуроченности лишайниковых организмов к определенным наземным и водным экотопам, включая акваторию озера Байкал.

Текущая аттестация: Устный опрос по основным теоретическим блокам изучаемого материала, сообщения, рефераты, определение гербарного материала лишайников.

Итоговая аттестация - Зачет.

Основное содержание дисциплины

Бstrong>Тема  1.  Лихенология как наука

Предмет и задачи лихенологии как науки о лишайниках. Систематическое положение лишайников в современном понимании. История изучения лишайников. Изученность лихенофлоры Прибайкалья.

Тема 2. Морфологические и анатомические особенности лихенизированных грибов (лишайников)

Дуалистическая природа лишайников по Швенденеру. Компоненты лишайников: микобионт, фикобионт. Сумчатые и базидиальные лишайники.

Морфологические типы таллома лишайниковов: кустистые, листоватые, накипные, сквамулезные. Способы прикрепления слоевища к субстрату. Типы ризин: простые, разветвленные, скваррозные. Особенности строения гомфа как органа прикрепления. Лобули, псевдоцифеллы, цефалодии. Анатомическая структура талломов. Гетеромерные талломы. Гомеомерные талломы. Взаимоотношения гриба и водоросли в составе таллома.

Тема 3. Размножение лишайников

Размножение лишайников как целостных организмов. Специализированные структуры вегетативного размножения: соредии, изидии. Размножение компонентов лишайников. Способы размножения микобионта: бесполое (пикнидии и пикноконидии) и половое (апотеции, перитеции). Леканоровый, лецидиевый и биаторовый апотеций. Строение перитеция. Споры микобионта, типы строения спор и сумок. Битуникатные и унитуникатные сумки. Способы размножения фикобионта.

Тема 4. Распространение и приуроченность лишайников

Субстратная приуроченность лишайников. Эпилиты, эпифиты, эпигеиды, субэпигеиды, эпифиллы, эпифитореликвиты. Экологические группы лишайников. Географические элементы и типы ареалов лишайников. Реликты, реликтоиды и виды селективной группы. Редкие и охраняемые виды лишайников региона.

Тема 5. Систематические и эколого-субстратные группы лишайников

Лишайники степных и скально-степных экотопов (виды семейств Caloplacaceae , Aspiciliaceae , Lecanoraceae , Hymeneliaceae и др.). Лишайники лесных экотопов ( Parmeliaceae , Cladoniaceae , Bacidiaceae , Peltigeraceae , Nephromiaceae , Lobariaceae , Physciaceae). Лишайники каменных россыпей и горных тундр (Alectoriaceae , Lecideaceae , Umbilicariaceae , Rhizocarpaceae). 

Тема 6. Практическое значение лишайников

Значение лишайников в природе и в различных сообществах. Лихеноиндикация как один из разделов мониторинга экосистем.

Основные понятия курса:

Эндосапрофитизм, эколого-субстратная группа, структурная организация таллома, географический элемент.

Организация самостоятельной работы студентов:

Работа с литературой при подготовке к практическим занятиям, доклады, рефераты, выполнение индивидуальных заданий, определение гербарных образцов.

Вопросы для сообщений и рефератов (СРС):

  1. Биология микобионта лишайников.
  2. Биология фотобионта лишайников.
  3. Взаимоотношения гриба и водоросли в талломе лишайников.
  4. Систематика лишайников.
  5. Типы слоевищ и жизненные формы лишайников.
  6. Поглощение лишайниками минеральных и органических веществ.
  7. Метаболизм лишайников.
  8. Экологические группы лишайников.
  9. Чувствительность лишайников к загрязнению воздуха.
  10. Видовое разнообразие лишайников и качество воздуха.
  11. Лихеноиндикационные индексы.
  12. Лихеноиндикационные карты.
  13. Трансплантации лишайников.
  14. Лишайники и радиоактивное загрязнение территории.
  15. Географические группы лишайников.
  16. Элементы лихенофлоры.
  17. Редкие и реликтовые лишайники региона.
  18. Практическое значение лишайников.

Тематический план по дисциплине:

№ п\п Тема Кол-во часов
Лекц. ЛПЗ СРС

1.

Лихенология как наука

1

-

-

2.

Морфологические и анатомические особенности лихенизированных грибов

2

3

2

3.

Размножение лишайников

3

3

-

4.

Распространение и приуроченность лишайников

5

-

2

5.

Систематические и эколого-субстратные группы лишайников

3

8

2

6.

Практическое значение лишайников

3

3

5

  ИТОГО:

17

17

11

Основная литература:

№ п/п Наименование Обеспеченность
(общ. число/
кол-во студентов)%

1.

Определитель лишайников СССР. Вып. 2. – Л.:Наука,1974.

25

2.

Солдатенкова Ю.П. Малый практикум по ботанике. Лишайники (кустистые и листоватые). – М.: МГУ, 1977.

100

3.

Заварзин А.А., Гимельбрант Д.Е., Алексеева Н.М. Лишайники. – С-Пб, 2000.

10

4.

Бязров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге. – М.: Научный мир, 2002. – 336 с.

10

Словарь терминов

Часто задаваемые вопросы

Галерея лишайников

Дополнительная литература

  1. Макрый Т.В. Лишайники Байкальского хребта. – Новосибирск, 1990.
  2. Седельникова Н.В. Лишайники Западного и Восточного Саяна. – Новосибирск, 2001.
  3. Томин М.П. Определитель кустистых и листоватых лишайников СССР. – Минск, 1937.
  4. Томин М.П. Определитель корковых лишайников европейской части СССР. – Минск, 1956.

Программу составил: к.б.н. доцент А.В. Лиштва (Иркутский госуниверситет)

Рецензенты: к.б.н. доцент Т.М. Янчук (Иркутский гоуниверситет), к.б.н. доцент Е.Н. Максимова (Иркутский госпедуниверситет)

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.