Школы

Школы
НПЦ «Байкал»

Подробнее >

Конкурсы

Конкурсы НПЦ "Байкал"

Все конкурсы >

Результаты >

Работы

Трёхмерная модель
озера Байкал

Видеоролики трехмерной модели >

О Байкале

Вопросы и ответы, музыка названий, фотогалерея...

Подробнее >

Научно-просветительский центр Байкал

Проекты Учебные курсы Библиотека Конференции, семинары Конкурсы

Учебные курсы

Федеральное агентство по образованию РФ

Утверждено
Учебно-методической комиссией
географического факультета ИГУ
1 сентября 2006 г.
Председатель комиссии Аргучинцева А.В.

Программа дисциплины ГСЭ.В.1
«Охрана окружающей среды и заповедное дело»

Специальность 013400 – природопользование

Всего часов — 96
в том числе лекционных — 32
практических — 16

Программа составлена:
доц. Е. А. Зилов (Иркутский государственный университет)

I.  Организационно-методический раздел

Цель курса.

Целью курса является не усвоение максимально большого объема информации, а осознание основных принципов охраны природы, ознакомление с главными проблемами охраны природы на данном этапе истории человечества, установление своего места в возможном решении этих проблем.

Задачи курса:

Помочь студентам прийти к выводу, что изучать проблемы окружающей среды – интересно, увлекательно и актуально для жизни. Изложить студентам ключевые концепции и принципы, управляющие природными процессами, ознакомить их с возможными решениями проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Продемонстрировать студентам взаимосвязанность проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов, необходимость их осознания и решения на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Реалистично, но обнадеживающе довести до студентов то, что уже сделано и что надлежит сделать по поддержанию устойчивого развития Земли. Показать то, что могут сделать сами студенты для охраны природы.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс должен дать студентам базовые сведения о природопользовании, охране природы, ознакомить студентов с широтой спектра проблем охраны природы и необходимости их решения на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны знать основные принципы охраны природы, главные этапы развития экологического кризиса, его причины и источники, теоретические основы охраны природы, главные направления практической реализации принципов охраны природы, четко представлять концепцию устойчивого развития и необходимые для ее осуществления меры.

II. Содержание курса

Введение.

Cвязь учения об охране природы с другими научными дисциплинами (биологическими, географическими, геологическими, социальными, медицинскими). История становления учения об охране природы. Основные термины и положения дисциплины.

Население, ресурсы, деградация окружающей среды, загрязнение.

Рост численности населения. Ресурсы и деградация окружающей среды. Загрязнение. Соотношение между населением, использованием ресурсов, технологией, деградацией окружающей среды и загрязнением. Что следует сделать? Неомальтузианцы и корнукопианцы.

Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов.

Сообщества охотников и собирателей. Земледельческие общества. Индустриальное общество: промышленная революция. Технологическая революция. Информационная революция. Возможные сценарии будущего.

Динамика народонаселения.

Рождаемость, смертность и изменения численности населения. Фертильность. Возрастная структура населения. Богатые и бедные нации. Демографический взрыв. Демографический переход.

Регулирование численности населения.

Регулирование численности населения через экономическое развитие, планирование семьи, социально-экономические изменения. Примеры для разных стран. Глобальная политика по проблеме народонаселения.

Распределение населения: урбанизация и связанные с ней проблемы.

Урбанизация и рост городов. Примеры роста и развития городов. Проблемы окружающей среды и ресурсов урбанизированных территорий. Городской транспорт. Планирование и контроль городского землепользования. Как сделать городские территории более устойчивыми и пригодными для жизни.

Почвенные ресурсы.

Компоненты, типы и свойства почв. Почвенная эрозия. Охрана почв. Загрязнение почвы. Выпахивание, перевыпас, сведение лесов, орошение, засоление, опустынивание.

Водные ресурсы.

Восстановление и использование водных ресурсов. Проблемы водных ресурсов. Возвратное и безвозвратное потребление воды. Эвтрофирование. Загрязнение вод: источники, предотвращение, борьба с ним. Управление водными ресурсами.

Загрязнение атмосферы.

История проблемы. Загрязнители. Источники загрязнения. Проблема кислотных дождей, трансграничный перенос, диоксины, пестициды, озоновая проблема, парниковый эффект, глобальное потепление.

Пищевые ресурсы.

Мировые сельскохозяйственные системы: как производится продовольствие? Основные продовольственные проблемы мира. Способы увеличения мирового производства продовольствия. Увеличение уловов и разведение рыбы. Рентабельное производство продуктов питания, предоставление продовольственной помощи и распределение земли между бедняками. Устойчивое сельскохозяйственное производство. Достоинства и недостатки пестицидов.

Земельные ресурсы: леса, пастбища, парки, территории дикой природы.

Леса: типы, распространение и значение. Обезлесение в тропиках и кризис с древесным топливом. Управление и охрана лесов. Пастбища. Парки и их использование.

Ресурсы растительности и животного мира.

Почему необходимо охранять дикие виды животных и растений. Как истощаются и исчезают виды. Управление рыбным хозяйством.

Заповедное дело. Охрана дикой природы. Охрана диких видов от исчезновения. Управление дикой природой. Заповедные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Возобновимые и вечные энергетические ресурсы: солнце, ветер, вода и биомасса. Сбережение.

Повышение энергоэффективности: лучший результат при меньших затратах. Ядерная энергетика. Использование прямой солнечной энергии для производства тепла и электричества. Вторичная солнечная энергия: выработка электричества силой падающей и текущей воды, за счет тепла, накапливаемого водой, за счет энергии ветра, за счет биомассы. Водород, как возможный заменитель нефти. Разработка глобальной энергетической стратегии. Отходы как источник энергии и ресурсов.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Дайте определения устойчивости, экологических гарантий, компромиссов. Гарантируют ли современные взаимоотношений человечества с природой устойчивое развитие?
  2. Почему природоохранному движению необходим научный метод?
  3. Поддерживаете ли Вы проведение политики снижения прироста населения и скорейшей стабилизации численности населения на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях? Мотивируйте ответ.
  4. Согласны Вы или нет со следующим положением: высокий уровень использования ресурсов в развитых странах есть явление благотворное? Мотивируйте ответ.
  5. Согласны Вы или нет со следующим положением: более развитые страны стимулируют экономический рост менее развитых стран, покупая у них сырье?
  6. Согласны Вы или нет со следующим положением: высокий уровень использования ресурсов стимулирует развитие экономики и в самих индустриальных странах?
  7. Согласны Вы или нет со следующим положением: экономический рост развитых стран дает средства для увеличения финансовой помощи развивающимся странам и для снижения уровня загрязнения?
  8. Каковы основные ресурсные и экологические проблемы в Вашем городе? В области? В стране? В мире?
  9. Нередко встречаются утверждения вроде «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету. Мы пока живы, и шум по поводу охраны природы – лишний». Есть ли в этом утверждении рациональные зерна, слабые стороны?
  10. Как истоки наших природоохранных проблем восходят к первобытному обществу?
  11. Не лучше было бы для нас, если бы перехода к земледелию не произошло, и мы бы оставались охотниками и собирателями?
  12. Считаете ли Вы, что смена культуры и переход к сберегающему природу обществу, возможен в ближайшие 50-75 лет?
  13. Почему мы не можем использовать что-либо полностью и почему всегда остаются отходы?
  14. Почему увеличение массы дерева при его росте не противоречит закону сохранения вещества?
  15. Что такое принцип повышения эффективности?
  16. Почему использование электроэнергии для обеспечения бытовых потребностей ведет к большим потерям энергии?
  17. Роль зеленых растений в экосистемах.
  18. Роль животных в экосистемах.
  19. Роль редуцентов в экосистемах.
  20. Почему килограмм говядины дороже килограмма хлеба?
  21. Сколько видов должна содержать «минимальная» экосистема?
  22. Что может произойти с экосистемой при изменении одного из абиотических или биотических факторов?
  23. Океаны — саморегулирующиеся системы, удаленные от населенных территорий. Почему бы их не использовать для захоронения радиоактивных и других отходов?
  24. Почему эстуарии и заболоченные территории считаются одними из самых ценных экосистем земного шара?
  25. Почему в экосистеме один плюс один не обязательно равняется двум?
  26. Кто лучше приспособлен к изменениям окружающей среды: бактерии, мухи, крысы, люди?
  27. Почему монокультурная агроэкосистема более чувствительна к внешним воздействиям, чем более сложная природная система? С другой стороны, сложная экосистема мангровых зарослей более чувствительна, чем простая экосистема очистного пруда. Объясните.
  28. Согласны ли Вы, что большинство переживших мировую ядерную войну будут завидовать мертвым? Почему? Хотели бы Вы быть одним из выживших? Почему?
  29. Можно ли уничтожить цивилизацию на Земле?
  30. Можно ли уничтожить жизнь на Земле?
  31. Верите ли Вы, что генетическая инженерия будет широко использоваться? Какие ограничения, если необходимы таковые, надо на нее наложить? Почему?
  32. Следует ли контролировать рост населения в мире?
  33. Может ли рост численности населения обострять экологические проблемы, не являясь их причиной? Приведите, хотя бы, три примера.
  34. Почему низкий статус женщины является важным фактором повышения фертильности и бедности?
  35. Почему Китай оказался успешнее Индии в сокращении темпов роста населения?
  36. Где бы Вы предпочли жить: в деловой части большого города; в пригороде; в маленьком городке; в сельской местности? Почему?
  37. Какие жизненно важные ресурсы в месте Вашего проживания наиболее подвержены нарушениям или разрушению?
  38. Пользу или вред, по Вашему мнению, приносит отправка голодающим продовольствия?
  39. Следует ли существенно увеличивать равновозрастные лесные фермы за счет разновозрастных? Почему?
  40. Считаете ли Вы, что имеют право на существование следующие виды: анофелес (малярийный комар); непальские тигры, убивающие в среднем по 20 человек в год; бактерии, вызывающие инфекционные заболевания; крысы, разносящие инфекцию и конкурирующие с человеком за пищу; гремучие змеи, от яда которых ежегодно гибнут люди? Аргументируйте.
  41. Вы «за» или «против» спортивной охоты и рыбалки? Аргументируйте.
  42. Каким образом индивидуум может экономить энергию дома и на транспорте?
  43. Можно ли получать большую часть необходимого электричества за счет строительства гидроэлектростанций?
  44. Можно ли получать большую часть необходимого электричества за счет строительства электростанций, сжигающих дрова, мусор, другую биомассу?

Перечень примерных тем курсовых работ

  1. Перенаселен ли мир? Имеет ли место перепотребление природных ресурсов?
  2. Африка: континент в состоянии кризиса.
  3. Основные преимущества и недостатки применения минеральных удобрений для восстановления и поддержания плодородия почвы.
  4. Выращивание растений без почвы. Недостатки и преимущества.
  5. Положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ.
  6. Положительные и отрицательные последствия парникового эффекта.
  7. Основные преимущества и недостатки: трудоемкого мелкотоварного сельского хозяйства; энергоемкого индустриального сельского хозяйства; устойчивого сельскохозяйственного производства.
  8. Преимущества и недостатки приоритетного развития сельских районов в развивающихся странах.
  9. Временная задержка ответа экосистемы на воздействие.
  10. Основные лимитирующие факторы разных экосистем (пустыня, открытое море, тундра, дно глубокого озера, наземный ярус тропического леса).
  11. Основные преимущества и недостатки развитого индустриального общества.
  12. Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы?
  13. Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия?
  14. Как можно регулировать численность находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений?
  15. Как деградирует почва под влиянием засоления, заболачивания и опасных химических веществ.
  16. Почва как биокосное тело. Виды эрозии почв. Факторы эрозии почв.
  17. Пестициды и биологические методы борьбы с вредителями.

Примерный перечень вопросов для семинарских занятий

1. История взаимодействия общества и природы

  1. Экологические проблемы общества охотников
  2. Экологические проблемы общества раннего земледелия
  3. Экологические проблемы общества развитого сельского хозяйства
  4. Экологические проблемы индустриального общества
  5. Современное состояние взаимодействия общества и природы

2. Составляющие экологического кризиса

  1. Радиоактивное загрязнение
  2. Радон и связанные с ним проблемы
  3. Загрязнение атмосферы
  4. Кислотные дожди
  5. Проблемы озонового слоя
  6. Изменение озонового слоя - темпы, причины и следствия
  7. Парниковый эффект
  8. Современные научные представления об изменении климата и его региональных последствий
  9. Возможность управления климатическими изменениями

3. Социально-экономические проблемы современности

  1. Проблема роста населения и изменения его качества
  2. Проблема бедности и неэквивалентности распределения
  3. Социально-экономические проблемы устойчивого развития
  4. Проблема экономического роста
  5. Проблема экологизации хозяйства и его отраслевой структуры.

4. Ресурсные проблемы современности

  1. Основные типы ресурсов, как происходят их истощение и деградация
  2. Возможности исчерпания природных ресурсов
  3. Состояние возобновляемых ресурсов
  4. Проблемы использования природных ресурсов
  5. Пищевые ресурсы
  6. Земельные ресурсы
  7. Лесные ресурсы
  8. Энергетические ресурсы

5. Биоразнообразие, его сохранение, заповедное дело

  1. Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы? Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия?
  2. Проблема сохранения биоразнообразия
  3. Особо охраняемые территории. Заповедники, национальные парки, заказники

6. Обзор современных природоохранных проблем

  1. Проблемы загрязнения окружающей среды и использования новых химических веществ
  2. Основные природоохранные и ресурсные проблемы текущих годов и проблемы ближайшего будущего
  3. Сформулировать некоторые общие причины возникновения важнейших проблем современности

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Как быстро увеличивается население?
  2. Каковы основные типы ресурсов, как происходят их истощение и деградация?
  3. Каковы основные типы загрязнений?
  4. Каковы соотношения между численностью населения, использованием ресурсов, технологией, деградацией окружающей среды и загрязнением?
  5. Как влияли ранние и развитые общества охотников и собирателей на окружающую среду?
  6. Пути воздействия на природу первых земледельческих общин, современного сельского хозяйства?
  7. Как современное индустриальное общество влияет на природу и взаимодействует с ней?
  8. Основные природоохранные и ресурсные проблемы текущих годов и проблемы ближайшего будущего.
  9. Какими способами можно сократить потери энергии?
  10. Что такое экосистема и каковы ее основные компоненты?
  11. Что происходит с энергией в экосистемах?
  12. Что происходит с веществом в экосистемах?
  13. Каковы роли разных организмов в экосистемах?
  14. Почему в разных районах земного шара различные климатические условия?
  15. Основные типы наземных биомов.
  16. Основные типы водных биомов.
  17. Что такое лимитирующие факторы?
  18. Какие основные негативные последствия оказывает изменение окружающей среды на организмы, популяции, сообщества и экосистемы?
  19. Как могут популяции изменяться и приспосабливаться к влиянию природных и природно-антропогенных факторов?
  20. Как сообщества и экосистемы адаптируются к слабому и сильному природному и природно-антропогенному воздействию?
  21. Каковы основные виды влияния человеческой деятельности на популяции, сообщества, экосистемы?
  22. Как влияют на численность населения коэффициенты рождаемости, смертности и миграция?
  23. Как влияет на численность населения среднее количество детей у женщин в репродуктивном возрасте?
  24. Как влияет на численность населения процентное соотношение мужчин и женщин в каждой возрастной группе?
  25. Как население мира распределено между сельскими, урбанизированными и гиперурбанизированными территориями?
  26. Какие факторы определяют развитие городов?
  27. Основные преимущества и проблемы, связанные с жизнью в городах?
  28. Как можно сделать города более благоприятными для жизни и более устойчивыми?
  29. Как деградирует почва под влиянием засоления, заболачивания и опасных химических веществ.
  30. Почва как биокосное тело. Виды эрозии почв. Факторы эрозии почв.
  31. Каковы доступные запасы пресной воды и какая их часть используется?
  32. Что нужно предпринять, чтобы увеличить запасы воды и сократить нерациональные потери?
  33. Эвтрофирование: причины, последствия, методы борьбы.
  34. Какие продовольственные проблемы стоят перед миром?
  35. Может ли и как способствовать решению продовольственных проблем повышение уловов рыбы и интенсификация аквакультуры?
  36. Глобальное потепление: причины, возможные последствия, методы предотвращения.
  37. Почему сведение тропических лесов и нехватка древесного топлива относятся к двум наиболее серьезным ресурсно-экологическим проблемам?
  38. Почему дикие виды животных и растений важны для нас и биосферы?
  39. Какие виды деятельности человека способствуют истощению биоразнообразия?
  40. Как можно регулировать численность находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений?
  41. В чем преимущества и недостатки повышения эффективности энергозатрат?
  42. В чем преимущества и недостатки улавливания и частичного использования прямой солнечной энергии?
  43. В чем преимущества и недостатки вторичной солнечной энергии падающей и текущей воды для выработки электроэнергии?
  44. В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии нагретой воды?
  45. В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии ветра в электроэнергию?
  46. В чем преимущества и недостатки использования вторичной солнечной энергии биомассы?
  47. В чем преимущества и недостатки использования водорода для выработки электроэнергии, отопления зданий и на транспорте вместо нефтепродуктов?
  48. Использование ядерной энергетики: перспективы и проблемы.
  49. Принципиальное отличие экологической ниши, занимаемой человеком, от других.
  50. Устойчиво ли взаимоотношение человека с природой? Результаты его. Могут ли люди расширить пределы этой устойчивости?

III. Распределение часов по темам и видам работ


п/п
Наименование тем и разделовВсего
(час.)
Аудиторные занятия (час)Самостоя-
тельная работа
Лекциисеминары
1. Введение11--
2. Население, ресурсы, деградация окружающей среды, загрязнение12444
3. Краткая история освоения и сохранения природных ресурсов10442
4. Изменения в популяциях, сообществах и экосистемах10406
5. Заповедное дело164012
6. Динамика народонаселения2101
7. Регулирование численности населения4112
8. Распределение населения: урбанизация и связанные с ней проблемы4112
9. Почвенные ресурсы3102
10. Водные ресурсы6303
11. Загрязнение атмосферы6213
12. Пищевые ресурсы6213
13. Земельные ресурсы: леса, пастбища, парки, территории дикой природы4112
14. Ресурсы растительности и животного мира6123
15. Возобновимые и вечные энергетические ресурсы: солнце, ветер, вода и биомасса. Сбережение6213
Итого  96321648

IV. Форма итогового контроля

Зачет

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Акимова Т. А. Экология: Человек – Экономика – Биота - Среда / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин; учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 566 с.
  2. Баландин Р. К. Цивилизация против природы: Что происходит с погодой и климатом? – М.: Вече, 2004. – 384 с.
  3. Банников А. Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А. Г. Банников, А. А. Вакулин, А. К. Рустамов; учебник для вузов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1999. – 304 с.
  4. Бережной С. А. Экология / С. А. Бережной, В. В. Романов, Ю. И. Седов; учебное пособие. – 2–е изд., перераб. и доп. – Тверь: ТГТУ, 1998. – 204 с.
  5. Бродский А. К. Краткий курс общей экологии / А. К. Бродский; учебное пособие. – СПб.:ДЕАН, 1999. – 224 с.
  6. Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1. Глобальные проблемы / К. Я. Кондратьев, В. К. Донченко. – СПб, 1999. – 1032 с.
  7. Коробкин В. Т. Экология / В. Т. Коробкин, Л. В. Передельский; учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
  8. Лавров С. Б. Глобальная география / С. Б. Лавров, Ю. Н. Гладкий. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.
  9. Мировая энергетика и переход к устойчивому развитию / Л. С. Беляев, О. В. Марченко, С. П. Филиппов, С. В. Соломин, Т. Б. Степанова, А. Л. Кокорин; Под ред. В. И. Зоркальцева. – Новосибирск: Наука, 2000. – 269 с.
  10. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / Ю. В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560 с.
  11. Общая экология: Учебник для вузов / Автор-составитель А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.
  12. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов / Автор-составитель А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 559 с.

Дополнительная литература

  1. Богдановский Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский; учебное пособие. – М.: Изд–во МГУ, 1994. – 237 с.
  2. Будыко М. И. Глобальная экология / М. И. Будыко. – М.: Мысль, 1977. – 328 с.
  3. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения / В. И. Вернадский. – 2–е изд. – М.: Наука, 1987. – 340 с.
  4. Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
  5. Гирусов Э. В. Система «общество – природа» / Э. В. Гирусов. – М.: Изд–во МГУ, 1976. – 162 с.
  6. Глазовский Н. Ф. Взаимодействие природы и общества / Н. Ф. Глазовский // Изв. АН СССР. Сер. географич. – 1988. – № 1. – С. 38–48.
  7. Горелов А. А. Экология / А. А. Горелов; учебное пособие. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
  8. Горский Ю. Жизнь или смерть цивилизации: Модель, прогноз, роль интеллекта и информации / Ю. Горский, В. Лавшук. - Иркутск: ИВ, 1994. – 32 с.
  9. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. – Кишинев: Молд. Сов. Энцикл., 1989. – 408 с.
  10. Заславский Е. М. Введение в теорию биокосных систем / Е. М. Заславский. – М.: Ин–т Географии РАН, 1995. – 68 с.
  11. Карташев А. Г. Введение в экологию / А. Г. Карташев; учебное пособие. – Томск: Изд–во «Водолей», 1998. – 384 с.
  12. Кобозев И. В. Этот трудный путь в ноосферу / И. В. Кобозев, Н. В. Парахин, Э. Э. Темирсултанов. – М.: МИФИ, 1995. – 187 с.
  13. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде / Т. Миллер; Под ред. Г. А. Ягодина; Пер. с англ. Б. А. Алексеева и др.; В 3 т. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – Т. 1. - 256 с.
  14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. / Т. Миллер; Под ред. Г. А. Ягодина; Пер. с англ. Б. А. Алексеева и др. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – Т. 2. - 336 с.
  15. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1987. – 298 с.
  16. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 352 с Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика / Н. Н. Моисеев. - М.: Молодая гвардия, 1988. – 254 с.
  17. Небел Б. Наука об окружающей среде / Б. Небел; Пер. с англ. М. В. Зубкова, Д. А. Петелина, Т. И. Тарасовой; В 2-х т. – М.: Мир, 1993. – Т. 1. – 424 с.
  18. Небел Б. Наука об окружающей среде: В 2-х т. / Б. Небел; Пер. с англ. М. В. Зубкова, Д. А. Петелина, Т. И. Тарасовой, Н. О. Фоминой. – М.: Мир, 1993. – Т. 2. – 330 с.
  19. Одум Ю. Экология / Ю. Одум; Под ред. В. Е. Соколова; Пер. с англ. Ю. М. Фролова; В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мир, 1986. – 328 с.
  20. Окружающая среда: Энциклопедический словарь–справочник: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 640 с.
  21. Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы / К. М. Петров; Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – СПб: Химия, 1998. – 352 с.
  22. Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу / Ф. Рамад; Пер. с фр. Ю И. Ляхина, А. Г. Попова, А. И. Смирнова; Под ред. Л. Т. Матвеева. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 544 с.
  23. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь–справочник / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
  24. Реймерс Н. Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. - М.: Россия молодая, 1994. – 367 с.
  25. Соколов Б. С. Биосфера: понятие, структура, эволюция / Б. С. Соколов // В. И. Вернадский и современность. – М.: Наука, 1986. – С. 98–122.
  26. Степановских А. С. Общая экология / А. С. Степановских. – Курган: Зауралье, 1992. – 512 с.
  27. Сытник К. М. Биосфера. Экология. Охрана природы: Справочное пособие / К. М. Сытник, А. В. Брайон, А. В. Гордецкий; Под ред. К. М. Сытника. – Киев: Наукова думка, 1987. – 524 с.
  28. Урсул А. Д. Перспективы экоразвития / А. Д. Урсул. – М.: Наука, 1990. – 272 с.
  29. Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества / А. Д. Урсул. – М.: Луч, 1993. – 275 с.

Для подготовленных студентов

  1. Cook E. The flow of energy in an industrial society / E. Cook // Scientific American. – 1971. – Vol. 224, N 3. – P. 134-144.
  2. Dorst J. Avant que nature meure / J. Dorst. – Paris: Delachaux et Niestle ed., 1965. – 424 p.
  3. Hubbert M. K. The energy resources of the earth / M. K. Hubbert // Scientific American. – 1971. – Vol. 224, N 3. – P. 61-70.
  4. Understanding and solving environmental problems in the 21st century / R. Costanza, S. E. Jørgensen. – Amsterdam: Elsevier, 2002. – 324 p.
  5. von Weitzsäcker E. U. Factor Four. Doubling Wealth – Halving Resource Use / E. U. von Weitzsäcker, A. B. Lovins, L. H. Lovins. – London: Earthscan Publ. Ltd., 1997. – 224 p.

Программу составил: Е. А. Зилов, доц. (Иркутский государственный университет)

Рецензенты: В. В. Дрюккер, проф. (Лимнологический институт СО РАН), В. Я. Кузеванов, доц. (Ботанический сад Иркутского государственного университета)

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.