Научно-просветительский центр “Байкал“
Статьи
Памяти Ольги Михайловны КожовойСтатья руководителя научной компоненты НОЦ «Байкал» Евгения Зилова, посвящённая Ольге Михайловне Кожовой
Ольга Михайловна была Учителем Божьей милостью - дар, которым бывают отмечены единицы людей. Обычно учителя обучают словом, делом, примером. Ольге Михайловне было дано больше - она могла учить только своим присутствием, не обязательно непосредственным. Даже в её отсутствие, каждый из нас всегда старался представить - как бы в данной ситуации себя повела, что сделала, что сказала бы Ольга Михайловна. Мы не всегда и не совсем успешно, вольно или невольно, подражали ей, пытаясь работать и думать так, как она. Естественно, это очень трудно, почти невозможно. Не каждому выпадает удача родиться в такой семье, как семья Михаила Михайловича Кожова. Это была прекрасная возможность учиться, наслаждаться богатейшей библиотекой, встречаться с интересными людьми - профессурой, художниками, литераторами - цветом тогдашней иркутской интеллигенции, сохранившей традиции ещё «настоящей», дореволюционной, русской интеллигенции, с которой нынешняя молодежь может познакомиться разве что по Чехову и Булгакову. С самого детства Ольга Михайловна могла видеть, как работает её отец. От него она и «заразилась» почти невероятными трудоспособностью и трудолюбием. Проводя каникулы на месте практически постоянной работы отца - на Байкальской биостанции, Ольга Михайловна по-настоящему, как и Михаил Михайлович Кожов, влюбилась в Байкал и очень рано почувствовала себя связанной с озером и ответственной за его судьбу. Это и определило весь её дальнейший жизненный путь. Она решила стать биологом. Не в традициях российской интеллигенции было вести своих детей по жизни «за ручку», опекать, оберегать, «проталкивать» и «выводить в люди». М. М. Кожов был намного более требователен к своей дочери, чем к другим ученикам и сотрудникам. Ольга Михайловна всю жизнь осознавала, что она не «лучше других, потому что она Кожова», а «должна постоянно быть на высоте, потому что она - Кожова». Постоянная высокая требовательность к себе, а потом уже к другим, - характерная черта Ольги Михайловны. Обязательность, пунктуальность всегда отличали её. Мы помним, как искренне она бывала удивлена, даже обескуражена, когда уже в наше «демократическое» время не заставала в начале рабочего дня на рабочем месте высоких чиновников, которым звонила, или к которым приходила на прием по вопросам, связанным с Байкалом. Требовательность к себе породила и научную принципиальность, доходившую у Ольги Михайловны, порой, до жесткости. Уже студенткой Ольга Михайловна была лидером, позже она естественно стала лидером и среди своих коллег. И соученики, и сотрудники, формально равные ей, всегда ощущали её учителем, а себя учениками. То, что Ольга Михайловна стала заведующей кафедрой университета, а затем и директором Биолого-Географического института, будучи еще молодой женщиной, воспринималось окружающими как само собой разумеющееся. Ей суждено было сделать очень много в науке о Байкале. Если при предшественниках и учителях М. М. Кожова - профессорах Иркутского университета Б.А. Сварчевском, В.Ч. Дорогостайском, В.Т. Шевякове, С.И. Тимофееве, В.Н. Яснитском только начало возникать представление о необходимости новой области знаний - науки о Байкале, если трудами М. М. Кожова она родилась и получила имя - байкаловедение, то работами Ольги Михайловны эта наука окончательно оформилась, обрела свой теоретический аппарат, устоявшиеся приемы и методы исследования. Ольга Михайловна всегда находилась на переднем крае науки, внедряя и пробуя всё новое, показавшееся ей перспективным, и очень редко ошибалась. В теоретических работах она часто опережала современную ей научную мысль и по праву входила в число крупнейших экологов наших дней, которых можно перечесть буквально по пальцам. Ольга Михайловна никогда не замыкалась в рамках биологии. Она была в числе первых, осознавших, что для изучения экологии и, главное, для решения вопросов охраны природы следует профессионально знать не только такие сопредельные науки как географию (климатологию, гидрологию, геоморфологию, лимнологию) и геологию (геохимию, гидрогеологию, геотектонику), но и экономику, социологию, этнографию и юриспруденцию. Она действительно была настоящим энциклопедистом. Первая научная работа О.М. Кожовой, опубликованная еще в студенческие годы, была посвящена исследованию связей в экологической системе оз. Байкал. Эта работа изменила представления научного сообщества о роли эндемичного вида – зпишуры в функционировании экосистемы оз. Байкал и о механизмах самоочищений его вод. О научной значимости статьи О.М. Кожовой говорит тот факт, что публикация статьи в журнале «Доклады Академии наук СССР» возможна только по рекомендации действительного члена Академии наук СССР. В последующем О.М. Кожова опубликовала 900 работ по микробиологии, разделу ботаники - альгологии, зоологии и экологии, в том числе 14 монографий и два учебника, но большая часть работ содержала данные о механизмах функционирования крупных центрально-азиатских озер: оз. Байкал, оз. Хубсугул (Монголия) и ангарских водохранилищ. В современной экологии одна из самых актуальных проблем - определение тенденций изменении естественных экосистем в условиях все возрастающего воздействия на них человека. Обычно в сферу внимания журналистов, следовательно, и читателей, попадают катастрофические ситуации локального значения: загрязнение участков земной поверхности нефтью, нелицензированный сброс загрязняющих веществ в водные объекты и т.д. Эти ситуации не имеют никакого отношения к экологии - это факты нарушения действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и, следовательно, компетенция прокуратуры Российской Федерации. Более опасны для существования человечества в целом медленные и малозаметные изменения природных экосистем. Численность растений, животных и других организмов, образующих биотическое сообщество экосистемы, резко изменяется по естественным причинам. Эта изменчивость сложилась в процессе эволюции. Естественная изменчивость популяций растений, животных и других организмов обеспечивает устойчивость биотического сообщества и сохранение экосистемы в целом. Как определить, что изменчивость вышла за пределы эволюционно сложившегося диапазона, как предсказать то, что произойдет с изучаемой экосистемой в будущем, как изменится среда обитания человека? Проблема обнаружения первоначальных изменений экосистем и определения тенденций этих изменений стала настолько актуальна, что в решение ее были вовлечены ученые разных специальностей. Экология из первоначально биологической дисциплины стала комплексной наукой, и проблемы настоящей экологии сейчас решают, зачастую очень успешно, специалисты-экологи, по «происхождению» являющиеся не только биологами, но и математиками, физиками, химиками, метеорологами, гидрологами, географами, геологами. Особое место в научной деятельности О.М. Кожовой занимали проблемы экологического прогнозирования: разработка методологии и методов прогноза состояния экосистем. Для решения этих задач О.М. Кожова привлекла исследователей разного профиля. Результаты работ опубликованы в виде ряда монографий. Под руководством О.М. Кожовой было разработано несколько математических моделей экосистем оз. Байкал и оз. Хубсугул. Анализ использования математических моделей поведения водных экосистем для прогнозирования их поведения в будущем показал, что существующий математический аппарат не способен адекватно описать поведение биологических компонентов экосистем. В биотическом сообществе конкретной экосистемы тысячи видов (В экосистеме оз. Байкал, например, около 3000 видов) и сотни тысяч связей. Оценить каждую связь практически невозможно. Все видовые популяции, образующие биотические сообщества, изменчивы во времени и интенсивность связей между ними постоянно меняется. Необходимо было разработать методологию и методику выделения «ключевых» элементов экосистемы и «ключевых» связей между ними. В 1970-1990-е годы все исследования, связанные с оценкой изменения экосистем, были сосредоточены на обнаружении фактического воздействия антропогенных факторов на природную среду. Оценивались концентрации химических соединений и химических элементов в воде, почве, атмосферном воздухе, в атмосферных осадках и в живых организмах. Но результаты исследований показали, что в крупнейших экосистемах, таких как экосистема оз. Байкал, практически никогда антропогенные факторы (их прямое действие) не могут изменить состояние экосистемы. Влияние антропогенных факторов на биотическое сообщество всегда опосредовано, и поэтому связать действие антропогенных факторов и изменение биотического сообщества (а не отдельной его пространственной части) на основе разовых наблюдений нельзя. Нужны постоянные наблюдения на протяжении десятков лет. О.М. Кожовой в конце 70-х годов была сформулирована концепция экологического мониторинга - система периодических наблюдений за состоянием биотического сообщества (сообщества растений, животных и других организмов, населяющих конкретную экосистему) и факторов абиотической среды, оценки состояния биотического сообщества и определения тенденций его изменения. Были определены «ключевые» показатели, оценивать которые необходимо, определена периодичность изменений, методика наблюдения и оценки показателей состояния биотического сообщества. Под руководством О.М. Кожовой была разработана гидробиологическая информационная система водных экосистем Восточной Сибири, позволяющая хранить и обрабатывать информацию, полученную при экологическом мониторинге. 5 марта 2010 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены «Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» и «Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал». В их разработке ключевую роль сыграли ученики Ольги Михайловны, внедряющие в жизнь теоретические взгляды своего Учителя. Это – регулирующие природопользование документы нового поколения. В них указаны не предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, а допустимая суммарная масса разных веществ, поступающих в Южную, Среднюю и Северную котловины озера со сточными водами, допустимая масса антропогенных веществ, приносимых водами р. Селенга, допустимые поступления в атмосферу выбросов по котловинам озера и зонам БПТ. Кроме того, регламентируются рекреационная нагрузка в пределах полукилометровой полосы от уреза воды – места размещения рекреационных комплексов, временных стоянок, туристских троп должны составлять не более 1 % площади на западном и 2 % на восточном берегах озера; нагрузка на пастбища в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (например, для коров – не более 0,15 особей на гектар в год, для лошадей – 0,27, для овец – 1,35 и т.п.). Содержание разных загрязняющих веществ на сбросе их в озеро регламентировано очень жестко, без учета «поправок на разведение в природных водах», и для многих веществ в разы, и даже десятки раз ниже, чем принятые для сточных вод в Северной Америке и Европе. То, что «Нормативы…» и «Перечень…» будут эффективны, стало ясно еще в ходе их общественных слушаний и открытого обсуждения в Интернет. Они вызвали острое неудовольствие предпринимателей, хозяйственников и администраторов разного уровня и горячую поддержку со стороны природоохранных движений. Кроме того, что Ольга Михайловна была Учителем всю свою жизнь, она была и настоящим профессионалом в педагогике. В своих лекциях она очень любила использовать форму диалога, постоянно поддерживая живую связь с аудиторией. По её учебникам очень легко учиться, в них серьезные, сложные вопросы объясняются так, что эти учебники читаются как захватывающие повести, хотя речь идет о предметах, которым место скорее в сухих научных статьях. Её статьи, написанные прекрасным и таким редким сегодня настоящим русским языком, могут служить учебной литературой, причем не только для байкаловедов, биологов или географов, но и для филологов. У читателя может сложиться превратное представление о нашем Учителе, как о некоем киборге - фанатике науки. Вовсе нет! Ольга Михайловна была очень живым, замечательным, разносторонним человеком. Она прекрасно разбиралась в живописи, очень тонко её чувствовала, любила серьезную музыку, была настоящим знатоком литературы, театра, всегда следила за новостями театральной жизни. У нее было замечательное чувство юмора, причем в высшей его форме - умении шутить над собой, - неотъемлемая черта настоящего русского интеллигента. Она была замечательной, но требовательной матерью и прекрасной любящей бабушкой. Причем, надо отметить, что её семейные качества проявлялись не только в узком кругу семьи, но и по отношению к нам, её ученикам. Проректор Университета Христиана-Альбрехта (Киль, Германия) профессор К. Лангбен, побывав в Институте биологии, с восхищением говорил, что ему все время казалось, что он гостит в семье, где глава семьи (О.М. Кожова) в курсе домашних, семейных, личных радостей и трудностей всех домочадцев, и готова помочь им советом и делом. Да, мы действительно постоянно чувствовали себя одной семьей и всегда делились как нашими радостями, так и бедами с Учителем и всегда находили понимание, сочувствие и поддержку. К своим ученикам Ольга Михайловна была очень требовательна, причем требовательна прямо пропорционально возможностям и способностям ученика, её надеждам, связанным с ним. Она умела увлечь человека, находила в его работе такие стороны, которые он не смог разглядеть, раскрывала перспективы дальнейших исследований, могла рассердиться, даже вспылить, натолкнувшись на недопонимание. Вместе с тем, будучи человеком мудрым, она понимала, что имеет дело с людьми, а не ангелами, и умела прощать наши ошибки, вызванные естественными человеческими слабостями, была отходчива. Похвала Учителя окрыляла нас. Ольга Михайловна была первой не только в работе. Она умела и отдыхать, автоматически становилась душой общества и центром внимания в самых разных компаниях, всегда в высшей степени достойных. Её жизнелюбие было по-настоящему заразительным. В 1993-м году она была приглашена в качестве эксперта-эколога и «полевого профессора» в комплексную эколого-этнографическую экспедицию, организованную Международным движением «Лидеры в области развития и окружающей среды» в Республику Тува, на Алтай. Глава экспедиции, профессор Г. С. Гинзбург позже говорил, что у него были определенные опасения - не стала бы пожилая женщина обузой в полевых условиях, при частых перелетах на вертолете, в пеших маршрутах. С каким же восторгом он вспоминает теперь как Ольга Михайловна все время была в центре внимания, подавала пример неприхотливости молодым (от двадцати пяти до сорока лет от роду) участникам экспедиции, с ходу выдавала справки по любому вопросу, как живая энциклопедия, и была душой общества у костра. Ольга Михайловна легко сходилась с людьми. Очень простая и доброжелательная в общении она без труда находила общий язык не только с министрами и академиками, профессорами и депутатами бундестага, но и с простыми людьми, не отягощенными, не только высшим, но, зачастую, и средним образованием. Коренные сибиряки, байкальские моряки и рыбаки - не та публика, у которой легко заслужить доверие городской женщине. Ольга Михайловна пользовалась у них и уважением, и авторитетом. У Ольги Михайловны множество учеников. Это и «прямые», официальные ученики, слушавшие её лекции, выполнявшие под её руководством кандидатские и докторские работы (10 докторов и 50 кандидатов наук), так и «непрямые» ученики, знакомые с ней по её книгам и статьям, и «внучатые» - ученики учеников. В душе каждого из нас остался след от общения с замечательным человеком, нашим Учителем. Десятого января 2000 г. Ольги Михайловны не стало. Она ушла от нас, работая до последнего дня. Мы верим, что душа её останется с нами и учениками нашими до тех пор, пока существует байкаловедение, а ему суждено существовать, пока есть Байкал и есть неравнодушные люди, его изучающие. Е.А. Зилов, д.б.н., |
|||||
Внимание! Если Вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. ![]() |